День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Знаем прошлое, живем настоящим, верим в будущее

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/znaem-proshloe-zhivem-nastoyashchim-verim-v-budushchee#sigProGalleria8fe34f4409
joomlamodniyportal.ru

В заголовок этой статьи вынесен девиз проекта «Я открываю Нижний Новгород», который реализуется на территории города с сентября 2019 года. В преддверии наступающего, 2021-го на торжественном мероприятии, посвященном подведению итогов этого масштабного культурно-познавательного проекта, встретились представители благотворительного фонда «Земля нижегородская», педагоги и заместители директоров по воспитательной работе школ Нижегородского района. Они поделились впечатлениями и результатами совместной работы, продолжавшейся без малого полтора года.

Титанический труд

По словам автора и вдохновителя проекта председателя правления фонда «Земля нижегородская», почетного гражданина Нижнего Новгорода Александра Серикова, «фактически проект стартовал даже не в сентябре, а в январе 2019 года, когда родилась его идея и было выбрано название. Вначале работа шла только в школах Нижегородского района, затем мероприятия проекта охватили весь город. В ноябре 2019 г. фонд «Земля нижегородская» защитил в «Центре 800» уже общегородской проект «Я открываю Нижний Новгород», с реализацией во всех 8 районах города, также получив поддержку департамента образования и образовательных учреждений».

«Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин еще в начале 2019 года поставил задачу: проекты, реализуемые в рамках подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода, должны быть направлены на вовлечение максимального количества жителей города в этот процесс. Как руководитель проекта прекрасно отдаю себе отчет, что он состоялся во многом благодаря подвижническому труду школьных педагогов. За теми красивыми цифрами и впечатляющими результатами, которые мы получили, стоит труд Учителя. Каждому из них важно было эффективно организовать и встроить проектную деятельность в текущую работу каждой школы, каждого класса, тем более в непростых условиях, в которых мы все оказались в 2020 году. Мотивация и привлечение детей и подростков к участию в проекте, руководство их деятельностью – это также огромная воспитательная работа. Мы благодарны за поддержку проекта губернатору Глебу Никитину, главе города Юрию Шалабаеву, директору департамента образования Елене Платоновой, руководителям районных управлений образования, всем партнерам проекта», – рассказал Александр Алексеевич.

Впечатляющие результаты

Целью проекта «Я открываю Нижний Новгород» было изучение нижегородскими школьниками истории города и демонстрация полученных знаний в различных формах: написание творческих работ, проведение экскурсий в микрорайонах школ, участие в масштабной фотовыставке, создание аудиогидов по объектам культурно-исторического наследия, установка табличек с QR-кодами, участие в викторине «Знатоки Нижнего Новгорода» и многое другое.

Результатами и своими впечатлениями о ходе реализации проекта «Я открываю Нижний Новгород» поделился координатор проектов фонда «Земля нижегородская» Кирилл Соков:

«Главной задачей нашего проекта было привлечь к подготовке к юбилею Нижнего Новгорода как можно больше жителей. По моим наблюдениям, именно Нижегородский район, в котором реализация проекта началась уже в 2019 году, стал главной движущей силой проекта. Тиражирование первых результатов проекта продемонстрировало всему городу, как можно эффективно работать сообща. По примеру Нижегородского другие районы тоже подключились к участию в проекте. Так, в проектной линии «Говорит Нижний Новгород» у нас был план – записать 350–400 аудиогидов по историческим достопримечательностям. Их было подготовлено 449, 185 сделали жители Нижегородского района. Увидев табличку с QR-кодом, мы можем, отсканировав ее со смартфона, послушать запись с исторической справкой, которую подготовили школьники. Многие работы содержат не только аудио-, но и видеоконтент. Ребята проводили съемку с дронов, обрабатывали и монтировали записи – у них получились яркие, очень живые работы. На основе собранных материалов мы выпустили брошюру-путеводитель «Шпаргалки по Нижнему Новгороду». В нее вошли короткие емкие тексты, содержащие сведения о культурно-исторических памятниках нашего города. Рядом с текстом на странице также помещен QR-код. Воспользовавшись им, можно узнать дополнительную информацию о каждом объекте. 600 брошюр были вручены авторам текстов. Они могут служить не только путеводителями – школьные учителя истории и краеведения смогут использовать их в качестве методического пособия.

В рамках проектной линии «От дома до школы» ребята разрабатывали и проводили экскурсии по пешеходным маршрутам в микрорайонах, где они живут и учатся. Всего их разработано более 12 тысяч. А 1912 школьников стали гидами для своих одноклассников. К сожалению, из-за связанных с пандемией ограничений многие экскурсии пришлось проводить в виртуальном формате.

Жюри конкурса «Моя семья в истории Нижнего Новгорода» рассмотрело 450 работ, 118 лучших сочинений вошли в сборник, изданный в этом году. Всего в этой проектной линии было создано около 13 000 работ.

На конкурс фотографий «Я вижу Нижний Новгород» были присланы 2952 работы школьников всех районов города. Ребята из Нижегородского района прислали 568 фотографий, тогда как плановый показатель был 320. Они транслируются на экранах умных остановок общественного транспорта и на телеэкранах в городских автобусах. Количество показов – более 4 миллионов в месяц. 150 лучших фоторабот нижегородских школьников размещены на уличной фотовыставке на Верхневолжской набережной.

Около 7000 учащихся, их родителей, жителей города приняли участие в проектной линии «Знатоки Нижнего Новгорода», отвечая на вопросы викторины по истории города, которую подготовили учителя истории Константин Лашков (школа № 22) и Алексей Толстых (школа № 7). Приложение для викторины на платформе карты жителя Нижегородской области создано безвозмездно сотрудниками IT-кластера под руководством Марата Мухарьямова и Дмитрия Кочетова. 271 победитель получили дипломы губернатора Глеба Никитина «Знатоки Нижнего Новгорода». Половина дипломов была вручена участникам из Нижегородского района».

Мария Владимировна Макашина, консультант отдела общего образования управления образования Нижегородского района, рассказала о том, как было организовано взаимодействие участников проекта:

«Я открываю Нижний Новгород» – наш седьмой совместный с фондом «Земля нижегородская» проект. До этого мы вместе реализовывали проекты «Рождественская сторона», «Ветеран, живущий рядом», «Старый Нижний – молодым» и другие. Когда Александр Алексеевич пришел к нам с идеей нового проекта, мы сперва схватились за голову, прекрасно понимая, какой объем работы нас ожидает. Но постепенно проект захватил нас, работать над ним было очень интересно, и сейчас, когда подводятся итоги, мы чувствуем удовлетворение от своего труда.

Моей задачей в этом проекте стала координация работы школ Нижегородского района по семи проектным линиям и организация взаимодействия между школами и руководителями проекта. Особенно трудно нам пришлось во время пандемии. Ограничения, связанные с распространением коронавируса, внесли нежелательные коррективы в нашу работу. Не удалось нам в полной мере реализовать все, что было намечено, в проектных линиях «Живые истории», «Будущее Нижнего», «Я продвигаю Нижний Новгород». Но смело скажу, что мы взяли не только количеством, но и качеством представленных в ходе проекта работ, качеством знаний наших детей. За это, конечно, огромное спасибо завучам, учителям, классным руководителям ребят и их родителям.

Мы очень благодарны фонду «Земля нижегородская» и его руководителю Александру Алексеевичу Серикову за то, что он вдохновляет и направляет нас в реализации проектов, которые учат наших школьников любовному, бережному отношению к родному городу».

Говоря об итогах проекта, исполнительный директор фонда «Земля нижегородская» Елена Александровна Жаркова отметила, что особенно радует организаторов бережное отношение горожан к результатам труда школьников: «Нас приятно удивляет и радует, что в целости и сохранности остаются таблички с QR-кодами, баннеры с фотографиями нижегородских пейзажей, сделанными участниками проекта. Это значит, что труд школьников по-настоящему тронул сердца нижегородцев.

Генеральный партнер проектной линии «Я вижу Нижний» Дмитрий Сыров, директор департамента внешних коммуникаций «Ростелекома», сказал: «Проект получился очень душевным, он словно окутал и согрел своим теплом весь город и стал моральной поддержкой нижегородцам в непростое время пандемии коронавируса».

Слово педагогам

Мы воспользовались случаем и побеседовали с теми участниками встречи, кто в буквальном смысле держал за руку детей, помогая им готовить свои работы – фотографии, экскурсии, аудиосообщения, презентации, эссе – в ходе проекта «Я открываю Нижний Новгород», и попросили рассказать о впечатлениях от участия в проекте.

Елена Валерьевна Попова, заместитель директора школы № 113:

«На мой взгляд, самое классное в проекте, что наши ученики начали пешком ходить по городу! Дети, живущие на Алексеевской, в первый раз оказались в Крутом переулке и на Почтовом съезде. Дети, живущие на Почтовом съезде, впервые побывали в Холодном переулке и очень эмоционально делились впечатлениями: «Оказывается, сюда можно от школы дойти пешком! Мы раньше сюда не заглядывали! Здесь так здорово!» Это подростки, ученики 6–8-х классов, и, казалось бы, им должно быть присуще желание исследовать окрестности. Зато теперь они начали водить родителей по местам своей «боевой славы» и показывать: «Здесь QR-код, я для него сообщение написал! Мама, послушай, папа, посмотри. А здесь мы были на экскурсии, я сейчас вам расскажу…» Благодаря проекту дети узнали о родном городе больше родителей и активно делились с ними информацией, хотя обычно наоборот – взрослые знают больше и рассказывают детям. Вот такой неожиданный эффект.

Вместе с детьми мы, включая директора школы, проходили викторину «Знатоки Нижнего Новгорода» – интересно было и ребятам, и взрослым. Участвуя в проектной линии «Моя семья в истории города», дети «допрашивали» родителей, настойчиво просили рассказать им о прошлом семьи. Историй только о дедушках и бабушках ребятам было недостаточно, они хотели узнать больше о предыдущих поколениях. Взрослым приходилось рыться в семейных архивах, доставать пожелтевшие фотографии и документы, помогать искать информацию. Погружение в историю семьи было интересно и важно для всех».

Татьяна Владимировна Монева, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы школы № 103:

«Мы участвовали во всех проектах фонда «Земля нижегородская». Этот проект был одним из самых интересных, познавательных и полезных. Именно в нем приняло участие наибольшее количество наших учеников. Труднее всего им было работать в проектной линии «Я продвигаю Нижний Новгород» – размещать в личных блогах тексты о Нижнем Новгороде. К сожалению, современным детям нелегко излагать свои мысли в письменной форме, к тому же они не горят желанием это делать, ведь краеведческий контент не пользуется популярностью у их сверстников. Яркие впечатления оставила работа в проектной линии «От школы до дома». Она была в новинку и очень понравилась детям. Наши ученики готовили и проводили экскурсии по Нижегородскому кремлю, а потом записывали текст для аудиогидов, которые сейчас доступны по QR-кодам, размещенным на зданиях кремля. Ну, а сильнее всего нас – педагогов, детей и родителей – заинтересовала викторина «Знатоки Нижнего Новгорода» и запомнилась больше всего».

Алексей Иванович Толстых, учитель истории школы № 7:

«Сильное впечатление оставили те проектные линии, которые вызвали яркий эмоциональный всплеск у ребят. Это авторские экскурсии, когда дети сами соприкоснулись с историей своего района, сами готовили материал, а затем рассказывали одноклассникам о тех или значимых местах, памятниках архитектуры. И вовсе не мы, учителя, писали текст и выдавали распечатку, а ученики его зубрили. Это действительно была работа детей от начала до конца. Еще их поразило, что фотографии Нижнего, которые они сами сделали, показали на умных остановках. Ребята бежали к этим остановкам, несколько часов ждали, пока это все прокрутится и покажут именно их снимки, а потом приходили в школу и с гордостью рассказывали: «А я видел на той остановке свою фотографию!» Хотя фотографии выложены в интернете, это их не так радовало, как сознание того, что все нижегородцы могут увидеть их снимки на уличных остановках.

В электронной викторине «Знатоки Нижнего Новгорода» ценно было то, что мы, взрослые, перешли на платформу детей, ведь интернет – это их стихия. Сперва наши ученики отнеслись к этому настороженно, потом появился азарт, заразивший даже их родителей! У них началось семейное соревнование, и несколько раз родители звонили и спрашивали, не подсказываем ли мы их детям. В нашей школе есть семья, где дочка набрала 79 баллов, а мама – 84. В итоге именно мама, а не наша ученица, получила диплом губернатора».

Наталья Юрьевна Аракчеева, заместитель директора по воспитательной работе школы № 30:

«Участие в проекте «Я открываю Нижний Новгород» позволило стать сопричастными к будущему юбилею города учителям, школьникам и их родителям. Это была по-настоящему совместная работа, сотворчество во всех проектных линиях. Конечно, трудно нам было стартовать, преодолеть отторжение дополнительной нагрузки у педагогов и детей, ведь обычную текущую нагрузку на время участия в проекте никто не отменял. Но сложно передать словами, как все мы, а особенно наши ученики, радовались, видя результат!»

Справка

Культурно-познавательный проект «Я открываю Нижний Новгород» – инициатива регионального благотворительного фонда «Земля нижегородская», реализованная при поддержке Фонда президентских грантов и «Команды 800». Мероприятия проекта проходили с сентября 2019 по декабрь 2020 года. Целью его являлось активное взаимодействие горожан разных поколений для формирования у школьников бережного отношения к историческому и культурному наследию города. Общее количество участников проекта составило более 40 тысяч человек.

Ольга Маркичева

Фото Алексея Манянина и благотворительного фонда «Земля нижегородская» 

  • 112 (1622) 30.12.2020

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru