День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Забытая красота

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/zabytaya-krasota#sigProGalleriaa56f113742
joomlamodniyportal.ru

Не единой хохломой богат город Семенов! Есть в этом старинном городке талантливых художников и настоящих мастеров люди, которые пытаются возродить утраченные народные промыслы. Речь идет о знаменитой мериновской росписи, в технике которой вот уже более шестидесяти лет никто не рисует. И очень жаль, ведь в свое время – в начале и середине прошлого века – изделия, и в частности матрешки мериновской росписи, очень ценились специалистами художественных промыслов и простыми людьми. Последние несколько лет семеновская художница Тамара Георгиевна Корьева возрождает мериновскую роспись. Ею уже создано несколько сот прекрасных работ. Мы отправились в Семенов, чтобы полюбоваться утраченным промыслом и узнать все о его уникальных особенностях.

Самобытный мериновский стиль

Почему роспись называется мериновской? Все очень просто: в село Мериново Семеновского уезда в 1922 году местный житель Арсений Федорович Майоров с Нижегородской ярмарки привез нераскрашенную точеную форму деревянной куклы, проще говоря, болванку. Его дочки – Люба, Зина и Елизаветатут же взялись за краски и превратили невзрачную деревянную фигуру в яркую расписную игрушку, в матрешку. Односельчане по достоинству и с большим одобрением оценили творчество сестер Майоровых и стали тоже пробовать себя в росписи. Так начиналась история мериновского стиля.

В селе жило несколько семей, серьезно и профессионально занимавшихся новым художественным промыслом: Вагины, Кабановы, Жидковы, Огурцовы. И уже в конце двадцатых годов в Меринове можно было насчитать более сотни мастеров-надомников. Делали и расписывали они не только матрешки, но и деревянные солонки, шары, грибы, ягоды, копилки, шкатулки, самовары, бочата, ведерки. А в 1930-е годы, когда в СССР набирала обороты коллективизация, кустарей-художников Меринова объединили в артели и товарищества.

После войны для мериновской росписи наступило время расцвета: ее наперебой хвалили и специалисты, и она очень нравилась людям. Но в эти же годы начинается и расхождение двух видов росписи: мериновской и семеновской.

– Мериновская роспись отличается от семеновской тем, что она наводная, а семеновская – намалеванная, – объясняет Тамара Корьева. – Мериновская роспись – как детская картинка: сначала пишется перышком цветок, а затем закрашивается. Семеновская – более реалистичная, как требовало время. Еще одно отличие: мериновскую матрешку создавал от начала до конца один мастер: он и грунтует, и расписывает, и красит. А семеновскую – три: контурщица, цветочница и крыльщица – бригадный метод, которого в мериновской традиции никогда не было. Поэтому мериновская роспись – всегда индивидуальные и яркие работы!

И постепенно семеновская роспись вытеснила мериновскую. В 1962 году мериновскую артель присоединили к семеновской фабрике «Игрушка». Старые мастерицы мериновской росписи умерли, новые промыслу не научились, постепенно он утратился и исчез.

Благородный и трудный путь

Как возрождать старинный промысел, если не осталось ни мастеров, ни книг с описанием образцов и традиций росписи? Все утрачено и утеряно. Да и самих расписных предметов – матрешек, посуды, шкатулок и всего прочего – осталось всего ничего: буквально какие-то крупицы.

– Действительно, в Нижнем в музее художественных промыслов около шестидесяти образцов мериновской росписи, две – в музее Сергиева Посада и несколько работ у коллекционеров. Вот и все, – делится с нами подсчетами Тамара Корьева. – Я ходила в наш музей, тщательно фотографировала со всех сторон. И работники музея мне даже выносили стулья, чтобы я делала фото и сверху.

И вот так, маленькими шажками Тамара Георгиевна идет к своей цели.

– Ей в ножки нужно поклониться! – считает московский культуролог и коллекционер Татьяна Жадейко. – Это великий труд и благородное дело! И специалисты, и искусствоведы по достоинству оценивают эту трудную работу, ведь утратить легко, а восстановить и найти ох как непросто. И мериновская роспись – это и гордость, и жемчужина Нижегородского края, одна из ярчайших граней творчества нижегородских мастеров!

Мало того что Корьева восстанавливает мериновскую роспись, она ее еще усовершенствует и осовременивает.

– Вот сравните образец матрешки 1947 года и мою работу: у моей матрешки появилась улыбка и более открыты глазки, она более современна по цвету и орнаменту, – сравнивает Тамара Георгиевна. – И вообще мне хочется мериновскую роспись возродить и придать ей новый импульс!

Особый разговор – это парные фигуры, где «она и он» – тоже в традиции мериновской росписи: пара молодоженов, пара купеческой семьи, пара дворян, просто влюбленная парочка, батюшка и матушка и так далее. Земляки Корьевой – жители Семенова поддерживают свою художницу.

– Молодец! Она и традиции соблюдает, и идет вперед! Все же прошел целый век, и ничто не может и не должно стоять на месте, – считает местная жительница Мария Скворцова. – Все должно чуть-чуть меняться и развиваться, иначе любое творчество будет неинтересным и скучным прежде всего людям – тем, для кого все это и делается!

Прекрасная возможность увидеть мериновскую роспись собственными глазами!

Сейчас у семеновской художницы горячая пора. Тамара Георгиевна вовсю готовится к большой всероссийской художественной выставке в Нижнем Новгороде «Единение-2021», посвященной 800-летию нашего города. Пройдет она со 2 ноября по 5 декабря в Нижегородском художественном музее. Мастерица решила, что представит на суд зрителей девять своих работ, покажет уже созданные, лучшие свои образцы мериновской росписи. А также делает несколько работ специально к выставке.

– Хочется всем показать, какой же талантливый и самобытный народ живет у нас на Нижегородчине! – говорит Тамара Корьева. – И сами нижегородцы, и уж тем более гости нашего края почти не имеют представления о богатейшем, необыкновенном мериновском промысле. Все привыкли к семеновскому – пусть для многих мои работы станут открытием! А я, в свою очередь, обязательно буду продолжать возрождать этот уникальный промысел, который так пришелся мне по сердцу!

Александр Алешин

Фото автора


Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru