День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Смута»: развлечение и поучение

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/smuta-razvlechenie-i-pouchenie#sigProGalleria6492d771c0
joomlamodniyportal.ru

На прошлой неделе Нижний Новгород в очередной раз попал в эпицентр внимания ведущих федеральных СМИ. В Манеже презентовали новую отечественную компьютерную игру «Смута» о событиях русской истории начала XVII века, а именно о спасении России от польско-литовских захватчиков. Наш город, как известно, сыграл в историческом спектакле четырехсотлетней давности решающую роль.

Сюжет

Литературная основа игры – первый в России исторический приключенческий роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», опубликованный Михаилом Загоскиным в 1829 году. В свое время роман много раз переиздавали, он оказал огромное влияние на популярную литературу. Юрий Милославский – вымышленный персонаж. Он присягнул польскому королевичу Владиславу и поэтому считал, что не может сражаться с поляками. Воевода Кручина отправляет Милославского в Нижний Новгород с поручением уговорить нижегородцев не воевать с поляками. Милославский приезжает в Нижний Новгород, где становится свидетелем воззвания Минина и сбора средств на войну. В итоге Милославский едет в Москву и участвует в освобождении Москвы от поляков. Таков сюжет роман Загоскина и новой компьютерной игры.

Идеологический аспект

Роман был настолько популярен, что упоминается в знаменитой пьесе Гоголя «Ревизор»: Хлестаков хвастается перед женой городничего, что роман написал… Хлестаков, а не Загоскин. Роман называл «блистательным» Александр Пушкин. Однако в советское время о некогда популярной книге старались лишний раз не вспоминать. Причина – чисто идеологическая. В результате Смуты на царский престол в России взошла династия Романовых, с которой покончили большевики в 1917 году. Поэтому роман трактовался как «патриотически-тенденциозный». Считалось, что творение Загоскина – массовая литература первой трети XIX века для не слишком взыскательных читателей. С неправильно расставленными, с точки зрения советской власти, историческими акцентами. Похоже, акценты 1829 года совпали с патриотическим настроениями, преобладающими сегодня в российском обществе.

Весточка российского игропрома

40 уникальных моделей персонажей, 45 единиц оружия, 3 тысячи строк диалогов и более 100 заданий. Фактически перед пользователями разворачивается исторический интерактивный фильм. Для нижегородцев в «Смуте» интересны прежде всего виды родного города и его окрестностей начала XVII века. (Дмитриевскую башня кремля, например, ваш покорный слуга узнал сразу. С другими объектами было сложнее.) Не покидало ощущение исторической сказки наяву. Видимо, погружение в эпоху и было основной целью разработчиков. Говорят, что такого рода продукта, основанного на событиях русской истории, в России еще не было. Впервые в создании компьютерной игры поучаствовало государство. Цель – развлекать поучая. Неслучайно на презентацию игры в наш город приезжал первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев, заявивший: историческое воспитание школьников должно строиться на подобных материалах.

Потенциальные игроки пока относятся к игре сдержанно, отмечая чисто технические недостатки, которые можно и нужно исправлять (часть выявленных недочетов исправили непосредственно во время презентации новинки в Нижнем Новгороде). В то же время называют «Смуту» первой весточкой российского игропрома и действительно знаковым событием.

Руководитель проекта Алексей Копцев: «Наш проект – это прежде всего сюжетная игра с глубоким погружением в историю, традиции, атмосферу. Цель – повысить интерес к изучению истории, но сделать это увлекательно, интересно, нативно. Мы хотим, чтобы наша игра стала дополнительным инструментом образования и формирования патриотического мировоззрения».

Исторический фестиваль

Игра игрой, но нужна и красивая картинка на свежем воздухе. А потому параллельно с презентацией компьютерной новинки на территории Нижегородского кремля в течение трех дней разворачивался исторический фестиваль «Смута. Герои эпохи». Зрителей ждало полное погружение в эпоху и хорошее настроение! Демонстрация быта, одежды, обычаев, вооружения и военных особенностей той эпохи. Можно было подойти к любому реконструктору и пообщаться на интересующую тему. Меня, например, заинтересовал добрый молодец с длинным ружьем – мушкетом в синем кафтане. Оказалось, что нижегородец в зрелом возрасте изображает… шведа-наемника на службе царя Василия Шуйского. Шведов, оказывается, приглашали воевать за деньги потому, что наши ополченцы просто не имели боевого опыта сражений с вооруженными до зубов рыцарями из Европы. А в Манеже в это время показывали свое искусство русские гусляры. Любители острых ощущений имели возможность поиграть в азартные игры, ставя на кон древние русские деньги – «чешуйки». Попробовать медовуху и различные забытые ныне взвары. Поучаствовать в изготовлении свечей из пчелиных сот и многое другое. Крупнейший нижегородский специалист по истории Смуты, профессор ННГУ Андрей Кузнецов прочитал в художественном музее лекцию «Смутное время в России». Зрителей ждало полное погружение в эпоху и хорошее настроение!

Сергей Анисимов

Фото Елены Анисимовой, а также из открытых источников 


Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru