День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Ростислав Алексеев: неизвестные подробности

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/rostislav-alekseev-neizvestnye-podrobnosti#sigProGalleria3393223a9c
joomlamodniyportal.ru

С Нижним Новгородом связано имя известного во всем мире гениального конструктора, создателя судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов Ростислава Алексеева. Как он жил, учился и почему не остался в Ленинграде, а приехал в Горький,об этом рассказала его дочь Татьяна Ростиславовна Алексеева, которая проживает в нашем городе. Она провела экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством Ростислава Евгеньевича в Нижнем Новгороде.

В Горький – по воле случая

– В город Горький мой отец попал волею случая, – рассказала Татьяна Ростиславовна Алексеева. – А случай был таков: в 1916 году Евгений Кузьмич, отец Ростислава Евгеньевича, организовал Новозыбковскую сельскохозяйственную научно-исследовательскую опытную станцию. Это Брянская губерния. Там он из неплодородных почв старался делать плодородные путем зеленых удобрений. Этой работе он посвятил всю свою жизнь.

К 1929 году Евгений Кузьмич Алексеев был уже профессором Горецкого сельскохозяйственного института, который располагался в городе Горки Белорусской АССР. У него были печатные издания, посвященные использованию зеленых удобрений, таких как трава люпин и сераделла. Кстати, эти сельскохозяйственные культуры в настоящее время считаются очень перспективными и ценными как для увеличения белка в рационе животных, так и для улучшения структуры почвы.

– Однако Евгения Кузьмича за то, что сеял какие-то «сорняки» на советской земле, отправляют в далекие лагеря. Семья остается без него, а на тот момент в ней было четверо детей: старший сын, Анатолий, 1913 года рождения, дочь Галина, 1915 года рождения, Ростислав, 1916 года рождения, и Маргарита, 1925 года рождения, – сообщила Татьяна Алексеева.

Детей много, а мужа надо искать и выручать. Бабушка рассказчицы оказалась очень мудрой женщиной. Она отправила детей по друзьям и родственникам, а сама стала собирать справки, что ее муж не враг народа, а занимался полезной деятельностью.

– Старший попал в Семипалатинск, Галина – к дальним родственникам в Москву, а папав Нижний Тагил. С бабушкой осталась только маленькая Маргарита. И бабушка начала искать, ведь никто не сообщал, куда был отправлен мой дед. В этом отношении ей очень много помогла Екатерина Пешкова, первая жена писателя Максима Горького. Она была сотрудницей Красного Креста и помогала найти родственников-политзаключенных. Екатерина Пешкова нашла адрес, а бабушка собрала документы. Дедушка входил в группу известных ученых, где были агрохимик, физиолог растений Дмитрий Прянишников, генетик и ботаник Николай Вавилов. У них она взяла заключение, что он не враг народа, а занимался полезным делом, и отправилась в лагерь, – говорит рассказчица.

В Нижнем Тагиле будущий конструктор судов на подводных крыльях, по словам его дочери, работал на местном радиоузле слесарем, так как семья там была большая и нужно было кормиться. Только в 1933 году его отцу, Евгению Кузьмичу Алексееву, разрешили поселиться в городе Горьком и работать в сельскохозяйственном институте. Тогда в наш город приехал и Ростислав Евгеньевич.

Поразили Волга и яхты

Так большая семья Алексеевых собралась в нашем городе и поселилась в доме № 14 на Большой Печерской улице, сейчас это Нижегородский район. Именно там на чердаке двухэтажного дома будущий конструктор с друзьями собирал свои первые парусные лодки. Правда, информации об этом вы на здании не найдете. Таблички, что с конца 1933 по 1940 год здесь жила семья Алексеевых, нет. Надеемся, что пока!

– Конечно, когда мальчишки приехали в этот город, их поразила река Волга, поразило, что здесь изобилие парусных яхт. И первое, что отец с братом задумали: нашли старую моторную лодку и приделали к ней паруса. Делали все это на чердаке дома № 14 по Большой Печерской улице, – сообщила Татьяна Ростиславовна.

Причем о том, что там кипит работа, никто не знал. Только когда лодка была готова, ее спустили с чердака ко всеобщему удивлению.

– Но поскольку специальных знаний не было, лодка оказалась неудачной, – отмечает экскурсовод. – Братья ее сожгли и стали заниматься другой лодкой. Это был уже 1934 год, а в 1935-м отец уже точно знал, куда будет поступать.

Ростислав Алексеев поступил на транспортно-машиностроительный факультет, который в 1936 году был преобразован в кораблестроительный факультет, Горьковского индустриального института. Ныне это Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева.

«Черный пират» и другие лодки

– Именно работа над первой лодкой показала: чтобы сделать что-то стоящее, нужны знания, – констатирует дочь известного конструктора. – Следующая лодка, которую отец сделал с друзьями уже будучи студентом, называлась «Черный пират». И она сыграла колоссальную роль в его жизни. Она появилась тоже на чердаке дома № 14 по Большой Печерской.

По словам Татьяны Ростиславовны, корпус яхты соорудили так, чтобы он убрался в помещение чердака, а паруса решили сделать по максимуму. Но когда швертбот (тип парусной яхты) был готов, оказалось, что денег на паруса не хватает. Тогда ребята обошливсе швейные предприятия города, насобирали лоскутков и обрезков ткани и сшили лоскутный парус. Его выкрасили в черный цвет (отсюда и название «Черный пират». – Ред.).

– В те годы сложно было поступить в парусную секцию, требовалось сдать много всяких норм, в том числе ДОСААФ. А быть яхтсменом очень хотелось, – говорит дочь Алексеева. – И летом 1937 года отец с друзьями решили принять участие в городских соревнованиях.

По итогам соревнований формировалась сборная на 1-ю Поволжскую парусную регату. Но никаких документов на лодку не было, поэтому им с трудом разрешили участвовать.

В то время было меньше бюрократизма, а больше энтузиазма, поэтому участвовать все же разрешили, решив посмотреть, что получится. И все удивились, когда яхта отца финишировала, обогнав с большим отрывом других участников. Алексеева после первых же соревнований включили в сборную города по парусному спорту, – рассказала Татьяна Ростиславовна.

Однако участвовать на «Пирате» в 1-й Поволжской регате было нельзя, так как лодка не соответствовала никаким нормативам. И будущий известный конструктор с друзьями самостоятельно переоборудовали другую старую яхту.

– Городские соревнования проходили в июле 1937 года, а уже в сентябре команда Алексеева выступала на переоборудованной лодке на 1-й Поволжской регате в Куйбышеве. Ко всеобщему удивлению, там они заняли второе место. На соревнованиях в следующем, 1938 году Алексеев занимает уже все первые места, – вспоминает рассказчица.

Знакомство с Чкаловым

Именно на 2-й Поволжской парусной регате познакомились Валерий Чкалов, 34-летний известный летчик, совершивший первый в мировой истории беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в Америку,который тоже увлекался парусным спортом, и гениальный конструктор Ростислав Алексеев, в то время 22-летний студент Горьковского индустриального института.

Сейчас историческая фотография их встречи находится в музее скоростей города Чкаловска. На ней главный судья соревнований Валерий Чкалов вручает Алексееву диплом и фотоаппарат «ФЭД» в подарок. Этот приз стал спусковым крючком к еще одному увлечению молодого конструктора – фотографии.

Кстати, в музее скоростей на родине летчика есть и экспозиция, посвященная Ростиславу Алексееву. И это тоже неслучайно. На Горьковском море близ Чкаловска испытывались новые разработки судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов. Там располагается испытательная база ЦКБ имени Алексеева.

Револьвер подвел

Рассказала Татьяна Ростиславовна и трагический эпизод из жизни своего отца, связанный с домом на Большой Печерской. Дело в том, что когда в конце 1933 года семья Алексеевых поселилась в доме № 14, и дети, облазив весь дом, нашли там много оружия. Почти все отдали государству, но один револьвер мальчики все же припрятали.

И никто бы об этом не узнал, но… В 1940 году Ростиславу Евгеньевичу, студенту старшего курса института, предложили поехать для продолжения учебы в Ленинград, в Военно-морскую академию. Он согласился, а оружие спрятал в печку, попросив товарища его оттуда забрать. Но тот, вероятно, забыл. Вот из-за этого и произошли у Ростислава Алексеева неприятности.

Квартира на Большой Печерской была коммунальной. Когда оттуда уехал последний из семьи Алексеевых, а главе семьи Евгению Кузьмичу еще раньше разрешили проживать в Москве, туда переехали и братья, комнаты отдали другим жильцам. Они обнаружили в печке револьвер. Сообщили куда следует. А оттуда информация пришла в Военно-морскую академию.

Инцидент неприятный. Студента, который в тот момент сдавал сессию, поставили перед выбором: либо его исключают из вуза, либо он уходит самостоятельно якобы из-за несдачи высшей математики. Ростислав Алексеев выбрал второй вариант и вернулся в Горький.

– Группа, с которой он учился, уже защищала дипломы, с ними вместе окончить вуз Алексеев не успевал. Поэтому он экстерном сдал экзамены, летом 1941 года сделал дипломный проект, а в октябре защитил его, – сообщила дочь конструктора.

«Глиссер на подводных крыльях»

Тема проекта Ростислава Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной. Летчики и конструкторы обращали внимание на так называемый экранный эффект – резкое увеличение подъемной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полете вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и так далее). Но как использовать этот эффект на практике, было непонятно.

Ростислав Алексеев в дипломном проекте сделал трехмерные чертежи, которые показали возможность воплощения идеи. Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово». И в 1942 году директор предприятия Ефим Эммануилович Рубинчик, которого в тот же год направили на завод, чтобы в разы увеличить производство танков Т-34 для военных нужд, разрешил продолжить разработки по катерам на подводных крыльях. На это Алексееву выделялось три часа из основного графика.

– На берегу залива около «Красного Сормова» построили небольшой сарайчик, где Алексеев воплощал в жизнь свои разработки, – рассказала Татьяна Ростиславовна. – И осенью 1943 года в заводской гавани был спущен на воду первый образец судна на подводных крыльях А-4. Он наводил большой испуг на тех, кто его видел, поскольку никто не понимал, что это: самолет или пароход.

Она сообщила и другие любопытные факты из жизни отца в этот период. Поскольку материалы вузовского диплома были засекречены, оригиналы собственных расчетов, по которым был сделан А-4, Ростиславу Алексееву пришлось фактически воровать. Одну из знакомых студенток он попросил вынести диплом и его перефотографировал.

– У мамы был фотоаппарат «Москва», на нем качество фотографий было лучше, чем на «ФЭДе». Благодаря полученным материалам на воду и был спущен в 1943 году катер на подводных крыльях, – заметила дочь Алексеева.

Случилась в 1943 году и трагическая история. Дело в том, что жили Алексеевы на улице Ульянова в доме № 45а, а завод располагается в Сормовском районе. В военное время в Сормово трамвай ходил только из Канавина. Но до него надо было еще дойти, а смена начиналась рано и жестко по графику.

Конечно, иногда на заводе приходилось и ночевать. Но, чтобы ездить домой, Ростислав Евгеньевич смастерил моторный велосипед. Им он пользовался до 1943 года, пока однажды на Канавинском мосту мотор не взорвался.

– Никто не знал, будет ли видеть отец, но его спас доктор Александр Саввич Пальмов, – говорит Татьяна Ростиславовна. – Он был нашим семейным доктором, его примочки отцу помогли.

А потом, после войны, начались разработки Алексеева для гражданских нужд. Настоящую славу Ростиславу Евгеньевичу принесло первое пассажирское судно «Ракета», которое появилось в 1957 году.

После этого были такие проекты, как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». В 1966 году был спущен на воду первый в мире экраноплан, родившийся в конструкторском бюро Алексеева. В 1979 году транспортно-десантный корабль-экраноплан был принят как боевая единица в состав ВМФ. В разработке его называли «Орленок».

Дарья Светланова

Фото автора и из интернета

 

Справка

Ростислав Евгеньевич Алексеев – выдающийся конструктор судов на подводных крыльях, доктор технических наук, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственных премий СССР. Он родился 5 (18) декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии (ныне Брянская область).

Именем Ростислава Алексеева названы судно на подводных крыльях, площадь в Нижнем Новгороде, конструкторское бюро, технический университет и парусная регата. В его честь установлены бюсты и памятники.

  • 078 (1350) 12.09.2018

Свежий номер

Свежий номер

099 (1371) 07.11.2018
Все видео


Партнеры


gosu

© 2018  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru