День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Римские каникулы

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/rimskie-kanikuly#sigProGalleria33a5cbd801
joomlamodniyportal.ru

На выставке гравюр XIX века «Прогулка по Риму» на Верхне-Волжской набережной, 3 представлены работы итальянского художника Доменико Амичи из библиотеки НГХМ.

Город городов

Рим – настоящий музей под открытым небом. Памятники античности, призванные подчеркнуть могущество Римской империи. Статуи античных богов. Устремленные ввысь обелиски. Великолепные фонтаны. В архитектурный ансамбль гармонично вплетаются реликтовые сосны высотой до 30 метров, возраст которых достигает 500 лет. «Рим – город городов. Он хранит великие тени, в нем прошлое и настоящее соединились для будущего. Глазами восхищенного путешественника ХIX столетия смотрим мы на древние форумы и пышные храмы барокко. Гуляя по этим улицам, многие открывали для себя землю чудес, где можно «пребывать в лучшие часы своей жизни», – поделилась впечатлениями от экспозиции заведующая отделом зарубежного искусства НГХМ Наталья Свирина.

Колизей и Форум

Прогулка по улицам Рима с Доменико Амичи – словно портал во времени. Гравюры сделаны в XIX веке, но облик города с тех пор мало изменился. Поистине Рим – Вечный город. Сначала отправляемся к римскому Форуму. Спроектированный как городской рынок, Форум со временем стал сердцем столицы империи. На этих живописных обломках творилась история. Принимались законы, проводились народные собрания, заседал сенат. Здесь же римляне молились. Раскопки на месте бывшего Форума сегодня продолжаются. Следующий объект нашего маршрута, запечатленный Амичи, – Колизей, который находится рядом с Форумом. Древнейший амфитеатр, где проходили гладиаторские бои. Самое крупное сооружение Римской империи. В двух шагах от Колизея – Триумфальная арка императора Константина. Барельефы на мраморе рассказывают о подвигах и военной славе великих завоевателей. Рядом с Колизеем расположен храм Венеры. Сравнивая гравюру ХIX века и современное состояние здания, видим, что возле архитектурного памятника отреставрирована лестница, вырублены выросшие на останках кустарники. Об исторических памятниках в Риме заботятся, это очевидно.

Пантеон «с ушами»

В числе достопримечательностей Рима – Пантеон, или Храм всех богов, – один из немногих свидетелей блеска античного Рима, живой и превосходно сохранившийся. Сравниваем офорт Амичи и современную фотографию. Двух колоколен у фасада не хватает. Оказывается, их пристроил Джованни Бернини в XVII веке. Но римлянам колокольни не понравились, их даже прозвали «ослиными ушами». Колокольни снесли. Так что у Амичи храм еще с «ушами», а сейчас их уже нет. Практически не изменилась Пьяцца дель Пополо (Народная площадь). В центре площади по-прежнему возвышается один из двух обелисков из храма Ра в Гелиополе, перевезенных в Рим императором Августом. Не изменилась и площадь Испании, где находится знаменитый фонтан в виде тонущей лодки. Видно, лодке предстоит «тонуть» вечно, как «падать» Пизанской башне. Нельзя не побывать в Риме и не посетить Ватикан, где находится самый красивый храм христианского мира, путеводная звезда для миллиарда католиков – собор святого Петра. И это далеко не все достопримечательности, которые изобразил Доменико Амичи. Тем, кто еще не был в столице Италии, организаторы выставки предлагают посмотреть познавательный фильм, где работы Амичи представлены в сравнении с современными фотографиями достопримечательностей. Доменико Амичи, прямо назвавший себя «римлянином» на обложке одной из своих работ, «гравировал и травил в основном живописные и архитектурные виды Рима» и его окрестностей. Помимо церквей изображал древние останки. Мастер создавал свои гравюры либо по картинам немецкого художника Карла Вернера, либо по оригинальным видам. Эти маленькие шедевры предназначались для продажи.

Кто платил?

Читаю в одном из отзывов о выставке: «Для чего Д. Амичи делал эти рисунки? И для кого? Кто за это платил?» Вопрос, конечно, интересный. Прежде всего нужно обратить внимание на время создания гравюр. Это 1830–1850-е годы, когда изобрели фотоаппарат – большой, громоздкий. В 1870-е годы фотографирование стало доступным любителям. Однако путешественников, туристов и в позапрошлом веке было немало, и каждый хотел увезти с собой не только воспоминания и яркие впечатления. Поэтому гравюры – печатные оттиски рисунков достопримечательностей тогда была весьма популярны. Так что гравюры Доменико Амичи предназначались прежде всего для туристов.

Елена Анисимова

Фото автора 

  • 110 (1843) 23.11.2022

Свежий номер

Свежий номер

110 (1843) 23.11.2022

Партнеры


 gosu

© 2022  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru