День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Малоэффективные образовательные организации будут объединять

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/znanie-sila/maloeffektivnye-obrazovatelnye-organizatsii-budut-ob-edinyat#sigProGalleria06d6659d62
joomlamodniyportal.ru

Чтобы качество образовательных услуг было выше, а зарплата воспитателей и преподавателей больше, сеть образовательных учреждений должна стать более рациональной. Так считают в российском правительстве. В связи с этим в нашей стране начали внедрять новые финансово-экономические механизмы, которые основаны на принципах нормативного подушевого финансирования, и систему оплаты труда, ориентированную на результаты работы преподавателей.

Как оказалось, не всем работникам образовательной отрасли такая система нравится и не все к ней готовы. Чтобы развенчать слухи, снять остроту проблемы, заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Мария Холкина рассказала о процессе оптимизации системы образования, которая проходит в нашем городе и связана с переходом на нормативное подушевое финансирование, а также ответила на самые острые и важные вопросы по этой теме.

Что такое подушевое финансирование?

В настоящее время в систему образования Нижнего Новгорода входит 561 учреждение: 186 школ, 339 детских садов и 36 организаций дополнительного образования.Вся система образования охватывает 174 000 детей, из которых 111 000 — учащиеся образовательных школ и 63 000 — воспитанники дошкольных учреждений.

С 2014 года все школы города перешли на финансирование не по штатному расписанию, которое составлял директор образовательного учреждения, а на нормативное подушевое, размер которого определяется количеством детей — то есть сколько детей в школе, столько средств ей и перечисляется.

Таким образом, школа получает субвенцию из федерального бюджета, которую может тратить только на образовательный процесс.

Субвенция (от лат. subvenire — «приходить на помощь») — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели.

Субвенция рассчитана на текущие расходы, связанные с оплатой труда, медицинским осмотром работников, приобретением учебников и пособий, учебно-методической литературы, технических средств обучения и программного обеспечения к ним, расходных материалов и канцелярских товаров, а также хозяйственные расходы, сопряженные с образовательным процессом.

Средняя сумма ежегодной субвенции, которую выделяют школе на 1 ученика, составляет 35 000 рублей. Субвенция на 1 ребенка в детском саду практически в два раза больше — 63 000 рублей.

Схема финансирования подушевого финансирования — открытая и прозрачная. Она предполагает: чем больше детей учится в школе, тем больше средств из федерального бюджета она получит. А чем больше средств, тем больше возможностей для развития образовательного учреждения.

Кроме того, даже после выплаты денег на зарплату и прочие необходимые нужды, в школе или детском саду останутся средства на реализацию дополнительных проектов. И чем больше детей, тем больше будет разница между расходами и доходами, ее и можно вложить в то, что давно хотелось.

Критерии эффективности

Ни для кого не секрет, что в Нижнем Новгороде имеются микрорайоны, где проживает меньше детей. Такие жилые кварталы, например, есть в Ленинском районе.

— В 1950-60-х годах район станкозавода был бурно развивающимся: там строились дома, куда переезжали молодые родители с детьми, — объясняет Мария Холкина. — Сейчас дети выросли и разъехались, а те, что остались, не заполняют уже имеющиеся школы и детские сады.

В результате на сегодня в городе имеется одна школа, где обучаются менее 100 ребят, в 12 учатся от 100 до 200 человек, еще в 12 школах учатся от 200 до 300 детей, в 29 школах — от 300 до 500, в 39 школах — от 500 до 700, в 45 школах — от 700 до 900, в 31 школе900 и более учеников.

— Только образовательные учреждения, где учатся больше 600 учеников, могут быть признаны экономически эффективными и имеют возможность содержать себя, — отмечает Мария Холкина.

Однако и в тех образовательных организациях, в которых меньше детей, чем положено по критериям эффективности, работает весь административно-хозяйственный персонал: завхоз, уборщицы, электрик и так далее. Независимо от количества учеников педагоги получают сейчас одинаковую зарплату. Между тем в классах может быть 17–12 или даже 10 человек. А по федеральному стандарту необходимо 25 человек, и учитель должен отработать не менее 18 часов в неделю.

Если все будет, как необходимо по стандарту, то нормативно-подушевого финансирования должно полностью хватать школе.

Кадровые перекосы

Когда в сентябре 2014 года мы провели анализ состояния наших школ, оказалось, что на зарплату не хватает 231 млн рублей, — говорит Мария Холкина. — Между тем преподаватели уже привыкли к определенному финансовому уровню. Социального взрыва не было только потому, что руководители понимали, что где-то сами не доработали, не дооценили, как работает нормативно-подушевое финансирование.

По словам заместителя главы городской администрации, после того, как внимательно изучили штатное расписание в каждой школе, увидели перекосы. Например, в школе мог работать завуч, который вел всего 4 урока ОБЖ в неделю. Школы не могут позволить себе иметь завуча, который практически не преподает. А если он так делает, то пусть получает невысокую зарплату.

Существует и такое понятие, как соотношение численности учащихся на ставку педагогического работника. В 2014 году данный показатель составил всего 10,3 учащихся на 1 ставку при плане 15,3 человека.

Был непомерно раздут и штат административно-вспомогательного персонала. При плане 13,8% его доля в целом по городу составила 31,7%.

Подобная ситуация складывается и в детских дошкольных учреждениях. Они перешли на нормативно-подушевое финансирование с 1 января 2015 года.

Основная проблема в том, что из более чем 300 детских садов 25% имеют всего 4 группы. Но на 100 и менее детей приходится держать весь персонал, который непосредственно детей не обучает и не образовывает: заведующую, методиста, бухгалтера, кастеляншу, которая выдает белье, медсестру, дворника, слесаря, уборщицу и так далее.

— Получалось, что власть борется за то, чтобы у педагогов была повышенная заработная плата, и с каждым годом она увеличивалась. Между тем нерациональным управлением эта цель уничтожалась, — отмечает Мария Холкина.

Какой будет оптимизация?

Раз мелкие школы и детские сады не выживают, значит, нужно из 2 юридических лиц сделать одно. Дети никуда не уйдут, здание останется на месте, педагоги тоже. Однако из двух руководителей мы выберем одного перспективного, два методиста тоже не понадобятся, останется один, — рассказывает Мария Холкина.

Она приводит пример: недалеко друг от друга стоят четыре небольших детских сада.

— Надо объединить 4 детских садика в 1 юридическое лицо и оставить 12-групповой детский сад, у которого будет достаточная субвенция, чтобы это дошкольное учреждение содержать, — говорит Мария Холкина. — В этом случае педагоги будут получать нормальную зарплату, останутся средства и на развитие материально-технической базы. По такому принципу мы сейчас идем. Так будет проходить оптимизация.

При этом, по словам Марии Холкиной, объединять подобные учреждения планируется только тогда, когда рядом расположены несколько равнозначных юридических лиц. Администрация города работает только с ними. Будет учитываться и кадровый состав детских садов.

— Мы боремся за то, чтобы ни один ценный кадр не ушел из школы, из детского сада, поскольку кадровая скамейка катастрофически мала. Ведем персональную работу с каждым сотрудником, — отметила замглавы администрации Нижнего Новгорода.

Таким образом, из 106 образовательных организаций, а это 29 школ, 69 детсадов, 8 учреждений дополнительного образования, задействованных в оптимизации, планируется создать 54.

К 2020 годуна одну смену

До 2020 года все школы должны перейти на обучение в 1-ю смену. И оптимизация системы образования позволит это сделать, подчеркнула Мария Холкина.

— Благодаря объединению расположенных рядом школ мы сможем одно здание использовать под начальную школу, а другое — для обучения ребят среднего и старшего звена и тем самым перейти на одну смену. Например, школы № 148 и 182 в Ленинском районе расположены на расстоянии 800 метров друг от друга и обе не доукомплектованы. Их объединение в одно юридическое лицо позволит не только получить большую субвенцию из федерального бюджета, но и повысить зарплату тем учителям, которые возьмут на себя дополнительную нагрузку, — сказала заместитель главы городской администрации.

Также, по ее словам, ряд школ и детских садов изъявили желание объединиться между собой и создать единый образовательный комплекс.

Контракт станет эффективным

Кроме того, чтобы создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей, планируется перейти на эффективный контракт. С 1 января 2015 года на него должны быть переведены все руководители, а с 1 января 2016 года — все педагоги.

В настоящее время в администрации Нижнего Новгорода разработаны правовые акты, устанавливающие критерии эффективности деятельности с соответствующими показателями и индикаторы этих показателей.

Так, помимо оклада руководитель учебного заведения будет получать личные и отраслевые надбавки: за стаж, звание, количество детей в школе (если их будет от 500 до 600 человек, то надбавка составит 5%, а свыше 1000 учеников — 25%). Планируется надбавка за качество образования, отсутствие административных взысканий проверяющих органов.

Так что недоработал — недополучил. А поработал хорошо — получил приличную зарплату.

Подготовила Светлана Муратова
Фото Алексея Манянина

  • 029 (974) 22.04.2015

Свежий номер

Свежий номер

101 (1265) 06.12.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru