День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Учиться и переучиваться

Начала нового учебного года ждут не только школьники и студенты. Во время пандемии рынок труда существенно изменился, и многие нижегородцы, уже имеющие оконченное профессиональное образование и опыт работы, встают перед необходимостью осваивать в дополнение к основной новую специализацию, а то и вовсе переучиваться. Попробуем разобраться, какие компетенции востребованы в новых реалиях и где в Нижнем Новгороде их можно получить.

Спрос на профессии меняется регулярно

По мнению руководителя отдела по развитию карьеры и профориентации портала Superjob Артема Дорошина, спрос на те или иные профессии меняется каждые 20–30 лет, а не только в эпоху пандемии коронавируса: «Не так давно все считали, что молодым людям нужно учиться на экономистов, юристов и психологов. Сейчас же наиболее востребованы инженеры, IT-специалисты и, конечно, специалисты в области медицины».

Добавим: поскольку повсеместное развитие автоматизации и цифровизации, которое пандемия COVID-19 только ускорила, привело к появлению новых профессий на стыке разных отраслей, сейчас специалистам, задумывающимся о смене профессии, нужно осваивать формы работы, адаптированные к этой новой реальности.

В нашем городе очень востребованы специалисты в сфере информационных технологий и квалифицированные педагогические работники.

Чтобы удовлетворить спрос на их подготовку, сотрудники ННГУ, Мининского университета и НГТУ имени Алексеева сформировали сетевую программу подготовки учителей информатики для нижегородских школ, в которой специалисты каждого из трех вузов реализуют свой модуль. Такие программы как раз и позволят дать людям компетенции, необходимые на современном рынке труда.

Дополнительное образование – инвестиция в себя

Нижегородцы готовы учиться и переучиваться. Популярность всевозможных программ дополнительного профессионального образования особенно выросла во время пандемии COVID-19. В свою очередь, ведущие вузы города готовы удовлетворить эту потребность.

Так, университет имени Лобачевского предлагает множество программ дополнительного образования, из которых самыми востребованными в период пандемии оказались экономические специальности, бухгалтерский учет, банковское дело, все, что связано с освоением цифровых и информационных технологий, МРА, МBA.

В архитектурно-строительном университете также реализуются программы повышения квалификации и переподготовки кадров по следующим направлениям: строительство, дизайн, инженерно-геодезические изыскания. Кроме того, ННГАСУ стал единственным строительным институтом России, участвующим в президентской программе подготовки управленческих кадров, которую во время пандемии запустил Межотраслевой институт повышения квалификации. В рамках этого проекта сотрудники ННГАСУ реализуют программу «Управление инвестиционно-строительным комплексом».

Высшая школа экономики предлагает нижегородцам программы дополнительного образования в гуманитарной и технической областях. Однако, по мнению Дениса Фоменкова,заместителя директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, нам есть куда стремиться: «В России показатель вовлеченности взрослого населения в программы непрерывного и профессионального образования один из самых низких в мире – около 20 процентов, тогда как в Европе – больше 40. Россияне все еще не рассматривают получение дополнительного образования как выгодную для себя инвестицию. Те, кто участвует в подобных программах, в качестве мотивации называют необходимость удержаться на текущем месте работы, а не желание повысить свою ценность и мобильность на рынке труда».

В Мининском университете действуют программы дополнительного образования от дошкольной педагогики до подготовки преподавателей вузов. По словам директора института непрерывного образования НГПУ имени Минина Светланы Соткиной, во время пандемии коронавируса сотрудники НГПУ увидели всплеск интереса нижегородцев к получению дополнительного образования: «Люди приходят не ради корочки, а ради новых компетенций, которые мы можем им дать. Наша сильная сторона – психолого-педагогический блок: все, что связано с психологическим консультированием родителей, а также новые программы подготовки специалистов по инклюзивному образованию».

Платить за учебу можно и «вскладчину»

Вместе с тем система профессионального обучения взрослых нуждается в господдержке, ведь во время пандемии платежеспособность населения существенно снизилась. И государство откликается на эту потребность, выделяя вузам субсидии на реализацию таких программ.

Предприятия региона также готовы вкладываться в обучение своих сотрудников, настоящих и будущих. ННГУ имени Лобачевского, например, активно сотрудничает с крупными IT-компаниями.

Оплата образования «вскладчину» в нашей стране пока практикуется редко, однако обучение, за которое частично заплатил работодатель, частично – сотрудник, по данным портала Superjob, намного чаще способствует карьерному и зарплатному росту.

Позитивные изменения (карьерный рост, увеличение доходов, повышение квалификационной категории и эффективности труда) чаще отмечают сотрудники, которые оплачивали учебу «вскладчину» с работодателем. По всей видимости, такие договоренности характерны для сторон, максимально заинтересованных в результате общего труда и друг в друге.

Чего же ждут от своих потенциальных сотрудников работодатели? По мнению Артема Дорошина, для современного работодателя прежде всего важны личные и деловые качества соискателей: «Это организованность, умение работать в команде, мотивация к достижению поставленной цели и понимание, как полученные во время учебы или профессиональной переподготовки теоретические знания применить на практике».

Подготовила Ольга Маркичева

Фото из интернета 

  • 071 (1693) 01.09.2021

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru