Урок – это импровизация
И дело даже не в том, что Евгений Юрьевич учит детей уже 37 лет, что он – заслуженный учитель России, отличник народного просвещения, победитель национального проекта «Образование» и городского конкурса «Учитель года».
Самое главное, что этот педагог сочетает в себе строгость и мудрость воспитателя с добротой настоящего родителя. За это, по словам коллег, его и обожают дети. А ведь для учителя это самая важная награда! В этом мы убедились, побывав на его уроке.
Конечно, как и любой учитель, Евгений Юрьевич тщательно готовится к каждому занятию – планирует, как подать новую тему, какие задания выполнить с ребятами, как закрепить полученные знания. Но с первых минут чувствуется, что его урок не вполне укладывается в привычные школьные рамки. Как говорит педагог, невозможно знать заранее, что ответят дети, какой вопрос зададут. Так что учитель должен слушать настроение учеников и импровизировать.
– Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями, – имея в виду нас, журналистов, обращается к классу учитель.
– Здра-а-асти! – радостно кричат дети.
– Только Саша сказал это слово правильно: здравствуйте, – тут же реагирует Евгений Юрьевич. – Это очень важное слово, говорить его нужно правильно и от всей души, потому что вы желаете другому человеку здоровья. Давайте скажем его еще раз.
– Здравствуйте! – исправляются ученики.
– А теперь, чтобы лучше запомнить это слово, давайте на каждую его букву придумаем слово о нашем уроке. Какой он, наш урок?
– Здоровский! Добрый! Радостный! Активный! – поднимая руки, отвечают ребята. Теперь они вряд ли забудут, как произносится это слово.
Вообще на уроке ученики Евгения Юрьевича чувствуют себя свободно и раскованно. В любой момент могут встать или пройтись по классу.
– Я часто даю задания на работу в группах, это учит детей сотрудничеству, – объясняет Калачев, – в классе те, кто лучше понимает тему, помогают своим одноклассникам. Так что мои ученики могут свободно передвигаться по классу. А есть просто гиперактивные дети, которые не могут долго сидеть на одном месте. Во время урока они могут спросить: «А можно мы не посидим, а постоим?» Я не против, почему бы нет! Лишь бы материал усваивали.
Услышать каждого ребенка
Держать внимание семилеток целых 45 минут – задача совсем непростая, но с этой задачей учитель справляется, загадывая своим ученикам загадки и рассказывая увлекательные истории. Например, про мальчика, которому друг на день рождения подарил необычный подарок – три слова.
– Сегодня я тоже хочу подарить вам три слова, – продолжает Юрий Евгеньевич, – но не просто скажу их вам, вы должны будете их угадать. А потом мы составим из этих слов различные предложения.
В этом отгадывании тоже заключается необычность преподавательской методики. Так складывается эвристическая беседа – известный еще со времен Сократа метод, когда ученики находят знания сами, отвечая на вопросы. Но эти ответы они не кричат хором, а по одному говорят на ушко учителю, который подходит и наклоняется к каждому ученику.
– Если ответ скажут все сразу, значит, кто-то останется без внимания, – объясняет Евгений Юрьевич. – То есть у кого-то из детей будет развиваться внутренняя речь, а внешней не будет. А если ребенок не выговорится, продуктивность урока равна нулю. Поэтому я должен услышать ответ каждого ребенка.
Сотрудничество – даже в одежде
Методика, которую использует на своих уроках Евгений Калачев, называется «Педагогика сотрудничества». Она была разработана педагогами-новаторами, один из которых – академик Российской академии образования Шалва Амонашвили. Основана она не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я». Это учение без принуждения, совместная деятельность учителя и учеников. Чтобы познакомиться с этим известным грузинским педагогом, Евгений Калачев еще студентом ездил в Тбилиси. Уроки Амонашвили поразили будущего учителя начальных классов, и после этой поездки педагогика стала не скучным институтским предметом, а интереснейшей наукой.
На уроках Евгения Юрьевича педагогика сотрудничества проявляется во всем – даже в одежде. Например, учитель, так же как и его ученики, носит школьную форму – светлую рубашку и жилет. Это, по его словам, дисциплинирует школьников и помогает им психологически воспринимать педагога.
Личные достижения важнее оценок
Один из принципов педагогики сотрудничества – постановка цели и настоящие дела, которые приближают к ее выполнению. А какова цель обучения в школе? Конечно, хорошие знания. Поэтому с самого первого класса у каждого ученика Евгения Калачева появляется портфолио достижений – папка, в которую ребенок складывает работы по русскому языку, математике, результаты спортивных соревнований, дипломы и грамоты за участие в творческих конкурсах, читательские дневники.
– Так дети видят свой личностный рост, – говорит учитель, – например, на прошлой контрольной школьник сделал две ошибки, а сейчас ни одной. В каждом классе у школьника своя пухлая папочка, а за четыре года накапливается четыре таких тома. Конечно, эта работа кропотливая, но очень нужная, ведь благодаря ей у детей появляется правильная самооценка. Я убежден, что нельзя сравнивать учеников между собой, можно лишь помочь ребенку в стремлении стать лучше.
А первоклашкам Евгений Юрьевич оценок не ставит совсем.
– В первом классе вообще не предусмотрены оценки по пятибалльной шкале, – рассказывает он, – но некоторые учителя отмечают первоклассников значками – флажками, солнышками. А ведь это та же самая оценка. Уверен, что первый класс для детей вообще должен быть праздником. Например, мои первоклашки всю неделю оставляют портфели в классе, чтобы не носить тяжести, забирают свои книжки и тетрадки только на выходные. То есть первый класс у них получается разгрузочный, а уж во втором начинается серьезная работа.
И дети, и родители – актеры
А еще Евгений Калачев – создатель семейного любительского театра «Кот». В его классе и дети, и родители – актеры, а он – режиссер. Учитель уже много лет играет в любительском театре «Балаганчик», где по крупицам впитывает знания режиссера.
С 2018 года по инициативе Совета отцов Нижнего Новгорода и при поддержке департамента образования и департамента культуры администрации Нижнего Новгорода и детского театра «Вера» проводится региональный фестиваль семейных театров «Вперед за синей птицей». Театр «Кот», представляющий школу № 91, этим летом вновь завоевал переходящий кубок фестиваля и в октябре отправится в Москву уже на всероссийский фестиваль.
– Это Всероссийский фестиваль семейных любительских театров под названием «Сказка приходит в твой дом». Наш коллектив трижды получал Гран-при фестиваля и несколько раз становился победителем в различных номинациях, – рассказывает Евгений Калачев. – В этом году мы с моим выпускным 4-м классом представляем спектакль по пьесе Д. Урбана «Все мыши любят сыр». Это пьеса о дружбе, любви и мире.
По словам Евгения Юрьевича, это очень здорово, когда дети, их мамы и папы играют в одном спектакле. На сцене они волнуются друг за друга, стараются поддержать и помочь. Замечательная практика укрепления отношений в семье!
– На самом деле это непростая работа – организовать репетиции для детей и их родителей, – делится педагог. – Можно назвать подвигом то, что взрослые приходят играть в театр после работы, вместо того чтобы отдыхать дома. Но их ждет награда – доверительные отношения с детьми и, конечно, овации публики.
В этом году у Евгения Калачева вновь первый класс.
– Родители ребят еще не знают, куда они попали, – смеется педагог. – То, что кто-то из них обязательно отправится на фестиваль в Москву, я им пока не скажу, буду готовить постепенно. Но раскачиваться времени особо нет – весной 2024 года будет фестиваль «Любовь моя, театр!» во Дворце детского творчества им. Чкалова, потом областной фестиваль в «Вере», а там и всероссийский фестиваль. Начнем пока с малых постановок на площадке нашей школы, чтобы дети и родители привыкали к сцене и аплодисментам.
Спасибо за урок!
Но вернемся к уроку. В конце него учитель просит учеников подарить ему несколько слов-пожеланий. Несколько минут ребята сосредоточенно выводят на листочках буковки, кто-то рисует забавные рожицы. Собирая эти творения, Евгений Юрьевич пожимает ребятам руки и благодарит за урок. По его словам, это знак благодарности за то, что они так хорошо потрудились. Девочек можно по головке погладить, а вот мальчикам нужно крепкое рукопожатие, чтобы они чувствовали себя значимыми.
– Мне так интересно посмотреть, что же они мне пожелали! – как только захлопывается дверь за последним ребенком, восклицает Калачев и с интересом начинает разглядывать «подарки» ребят. – Так, любви, доброты, бессмертия, мудрости, правда, без буквы «т», ну, ничего страшного, зато от чистого сердца! Вообще самый верный способ поднять себе настроение – это пообщаться с детьми. Они так и лучатся светом и добром. Так что с профессией мне повезло, она у меня – солнечная!
Елена Крюкова
Фото из архива Евгения Калачева