Чему учит настоящий учитель? Какие сейчас дети, родители и педагоги? Как они меняются, попадая в живую природу? Об этом – в полевых условиях – беседуем с Сергеем Борисовичем Шустовым.
Безбашенный Слонопотам, Опрокинутый Жук и другие
Дети, по Шустову, бывают Снующими Борондуками, Фанатичными Филинами, Ластящимися Пингвинами, Псевдодохлыми Опоссумами – и еще несколько категорий, всего четырнадцать. При этом они стремительно растут и меняются, иногда даже на протяжении одного похода. Каждый такой образ – это всего лишь временный срез, моментальный снимок. Но он помогает заметить вектор личностного движения и развития.
Флоэма – ткань в растениях, проводящая питательные вещества к тем органам, которые сами их произвести не могут. Например, к цветкам. Ее работа чем-то похожа на деятельность педагога: проводить нужное и важное к детям.
Шустов – это целый лес
Сергей Борисович Шустов – учитель. Неустанно практикующий. Мы знакомы с ним очень давно, с середины 90-х, когда довелось вместе работать в одной школе, в Ломоносовской, тогда еще гуманитарно-художественной. Тогда было понятно, что веселый, заводной учитель биологии – очень творческий и талантливый человек. Но только совсем недавно – на презентации его новых книг – я вдруг увидела и осознала грандиозный масштаб личности… Сергей Шустов – это целый лес! – а еще реки и озера. Неслучайно место его рабочей дислокации – Пустынь – часто называют Шустынью. Шустынь – это его личное обучающее пространство. Полное интересных приключений и испытаний для детей и подростков. Полное юмора. Исполненное логоса – логики, игры и смысла.
Владеющий словом
Сергей Борисович Шустов относится к людям, виртуозно владеющим словом. Важнейшее, ключевое качество учителя, наставника – владение словом, талант говорения. Способность увлекательной трансляции своих знаний. Впрочем, иногда это не только говорение, а иные звучания – пение, музыка… а иногда – талантливая имитация голосов живой природы, что привело когда-то студента Сергея Шустова к первому педагогическому триумфу – о чем с блеском поведано в одном из его рассказов. Шустов – писатель, автор книг «Пустынские рассказы», «Перо сойки», феерических современных «Сказок обо всем на свете (для взрослых детей)», автор лирических и веселых стихов, а также… книги-исследования о жизни и творчестве великого композитора «Бах. Эссе о музыке и судьбе». Невероятно, но факт.
Чтобы ощущать космос, совершенно необязательно летать к звездам. Для нас, людей, самая важная его часть находится здесь и сейчас – прямо на нашей планете и в наших сердцах.
Естествоиспытатель и сказочник
Он пишет сказки из жизни тюбиков, ацетона, ликантропов, из жизни антиматерии, беговых дорожек, грамматических ошибок, из жизни фобий, систолы и диастолы, хурмы, растворимого кофе, электрических лампочек и многих других существ и сущностей, о чьей жизни никто никогда не писал – не только сказок, но и вообще ничего. Ну что ты напишешь из жизни крабовых палочек, экскаваторов или сцепленных ресурсов?.. А он – пишет. И жизнь ликует, плачет и смеется под его пером! По природе своей, по судьбе и профессии он ученый – биолог/химик, кандидат химических наук, обладатель нескольких патентов на изобретения и открытия. Автор 15 учебников и учебных пособий, среди которых «Теория ресурсов и ресурсные кризисы», «Химические аспекты экологии», более 200 научных и научно-методических публикаций в области химии, экологии, экологического образования. Но это еще не все! – и далеко не все. Не весь лес. Не вся река. В том смысле, что он еще, например, художник.
Бесконечное изумление
Его анималистическая графика необыкновенно нежна. Она, безусловно, обладает высокой точностью изображения, но в этой точности всегда трепещет жизнь и его собственное, покоряющее всех – и детей, и взрослых – бесконечное изумление этой жизнью. Сергей Шустов – иллюстратор двух томов Красной книги Нижегородской области. Автор серии из восьми книг о природе России для детей и взрослых, иллюстрированной самим автором, за которую в 2014 году получил национальную премию Русского географического общества «Хрустальный компас». В одном человеке так много всего… – просто невозможно поверить, но это правда.
Увлекательная монография
Его главная книга называется «С детьми в лесу». Подзаголовок: «Педагогическая флоэма с элементами осмоса и космоса» Дивное слово «флоэма» – не поэтическая выдумка, а научный термин. Термин, ставший рабочей метафорой. Цитата из вступления к этой книге:
«Дети – это удивительная и крайне необходимая часть любого общества, из которой неизбежно вырастает новое общество. Примерно как подрост в лесу. Лес главным образом состоит из растений, а также из чувств и эмоций, наполняющих его, когда туда попадает человек».
Вы когда-нибудь видели, читали монографию, которую с упоением читают дети? Которую с упоением читают родители? Не говоря уж о педагогах. Это именно такая монография. Как здорово, что родилась, написана и издана она у нас, в Нижнем Новгороде – М.: издательство Мининского университета, издательство «ФЛИНТА», 2020. Этим можно гордиться, как и тем, что у нас есть такой ученый и учитель – поэт и переводчик с лесного языка и научного языка – на детский, понятный, человеческий.
Учитель с большой буквы.
Марина Кулакова
Фото автора