Мир изменился
– Например, традиция продолжения семейной династии – врачей, учителей и т. д. Детям сегодня не понять, зачем получать образование и всю жизнь реализовываться на одной работе, если рынок профессий меняется радикально и стремительно! – говорит Елена Костина. – ИТ проникают в разные сферы жизни, нейросеть захватывает планету. Огромный процент специальностей в ближайшие 15 лет попросту исчезнет, многие виды работ будут выполнять машины, искусственный интеллект.
Я думаю, в итоге останутся единицы людей, которые выбрали однажды профессию и она такая интересно-сложно-узкая, что они в ней будут двигаться всю жизнь. Основная масса людей будет перетекать из одной профессии в другую, из одной сферы в другую. Будут появляться профессии на стыке наук, специальностей.
Роботы-сиделки, почтальоны, судьи
– Например, в Иннополисе (один из трех наукоградов в РФ, город-спутник Казани, входящий в ее агломерацию. – Прим. автора) уже сейчас робот-почтальон развозит корреспонденцию, робот-доставщик – горячие обеды, а в кафе посетителей обслуживает робот-официант, – приводит пример семейный психолог. – Не все однозначно с медицинскими специальностями. Такую манипуляцию, как инъекция или забор крови, робот вряд ли сейчас выполнит – и вены у всех разные, и холодная машина не убедит пациента, особенно ребенка, не бояться укольчика. А вот расшифровка анализов и постановка на их основании первичного диагноза компьютеру вполне по силам. Или робот-сиделка – он может проследить за состоянием больного, дать лекарства по часам.
В Китае в некоторых провинциях в судебной системе уже работают роботы-судьи: люди загружают данные, искусственный интеллект их анализирует и выносит судебное решение. Бесстрастно и безошибочно, ведь в компьютер загружена полная информация о законах.
Летун – это нормально
– По прогнозу доктора Курпатова, который опирается на исследования ученых, современные школьники в будущем сменят по 10–15 мест работы! – продолжает Елена Костина. – Раньше про хорошего специалиста говорили: «В ее трудовой книжке была всего одна запись!», а того, кто меняет работы, называли летуном, и это был недостаток. А сейчас все бизнес-коучи вам скажут, что если вы проработали на одном месте 5–7 лет и особо не продвинулись, то это вопрос к вашей профпригодности, амбициям, умению брать знания и т. д.
Кроме того, подрастающее поколение за всю жизнь получит примерно пять образований. Они будут переучиваться и переходить из одной сферы деятельности в другую. Потому что прежние специальности, места работы, образования просто исчерпают себя, понадобятся новые знания и навыки.
Неслыханные профессии
– По прогнозам ученых, в ближайшие 30–50 лет появятся новые, ранее неслыханные профессии. Например, на стыке медицины и ЗОЖа: специалисты будут учить людей, как спланировать свою жизнь так, чтобы сохранить здоровье.
Вот еще одна неожиданная профессия, которая скоро появится. Люди умирают, а их аккаунты в интернете остаются. Это огромные объемы мертвой информации, кладбища ненужных видео и фото. Как с этим обходиться? Пока это не стало проблемой, но обязательно станет. Нужны будут специалисты, которые будут эти кладбища сжимать, как-то утилизировать.
Важный выбор
Если современные дети в будущем все равно сменят примерно пять профессий, то, может быть, выбор первого образования не так уж важен?
– Наоборот, – уверена семейный психолог. – Сейчас тем более важно получать первое базовое образование, которое максимально ребенку подходит, учитывает его способности. А потом уже на этой первой базовое образование нанизывать все остальные. И профориентация сейчас важна как никогда!
Драмкружок, кружок по фото…
– В профориентации есть такое понятие, как насмотренность. Чем больше профессий, занятий, сфер жизни ребенок узнает, тем лучше для него. Очень полезно посещать города профессий, различные центры выявления и развития талантов у детей и т. д. Хорошо ездить на экскурсии на предприятия, да и вообще развивать кругозор. Когда ребенок маленький, как можно больше ему рассказывайте о профессиях, читайте о них.
Пусть он сделает максимальное количество проб: когда папа собирает шкаф, сзади прибьет гвоздики. На кружке керамики фигурку создаст. Рисунок в новой технике нарисует. Создаст, а не потребляет контент, понимаете разницу? Водя ребенка на кружок, мы не знаем наверняка, станет ли изостудия профессией: художника, дизайнера, архитектора. Но он пробует разное, примеряется – мое не мое, возможности его выбора расширяются.
Профориентация в чистом виде
– В чистом виде профориентацию я советую с 8-го класса, – продолжает Елена Костина. – С 7-го класса в школе начинаются алгебра, геометрия и физика, с 8-го – химия. Ребенок с ними знакомится и делает (или не делает) в них успехи.
В 8-м классе уже более-менее понятно, пойдет подросток в 10-й класс или уйдет после 9-го, и тогда ему важно успеть заработать хороший аттестат, важный при поступлении в колледжи.
Редко бывает, что в 8-м классе на 100% очевидно, кем хочет быть школьник. Но бывает. Например, ко мне на курсы ходила девочка-хорошистка, но такая у нее была бизнес-жилка. Зачем ей оканчивать 11 классов, когда уже сейчас можно в бизнес-колледж и открывать свое дело?! И понятно, как потом развиваться – наслаивать, допустим, экономическое образование. Или мальчик один был – такой у него талант разбираться в механизмах: не придумать и создать, а починить! И зачем ему высшее образование, если он может стать гениальным востребованным автомехаником?
Соглашусь с некоторыми родителями, что высшее образование имеет значение: высокий уровень речи, преимущество при трудоустройстве. Для многих детей это хорошо и нужно, но далеко не для всех.
Про мотивацию
– В начале 2000-х в многие шли учиться на экономистов, юристов, такая мода была. А потом наступило перенасыщение рынка этими специалистами. Не произойдет ли такое с ИТ?
– Эта сфера бурно развивается, и сказать, что будет перенасыщение в ближайшие годы, нельзя, – отвечает Елена Костина. – Но многие идут туда, потому что модно, там деньги платят. А мотивация должна быть другая: я это люблю, и у меня к этой работе есть способности. Поэтому хороших айтишников все равно будет мало.
Автоматизация процессов сейчас входит в разные сферы жизни. Значит ли это, что всем надо учиться на ИТ? Нет. Надо получать интересную профессию, а нужные знания, а точнее навыки, в сфере ИТ добрать курсами. Кстати, обилие разнообразие курсов – это еще один признак, тенденция нашего времени. И этим можно и нужно пользоваться.
Елена Крюкова
Фото из открытых источников в интернете