Характер героя через костюм
Актеры еще только приступают к разучиванию ролей, а в пошивочных цехах вовсю кипит работа.
– Художник по костюмам приносит нам эскизы, и мы начинаем прикидывать – сколько ткани потребуется, какая будет отделка и так далее, – рассказывает зав. пошивочным цехом театра «Вера» Лариса Кошелева, мастер со стражем более тридцати пяти лет.
– А чем отличается повседневная одежда от сценической? – спрашиваем мы.
– В жизни все стремятся, чтобы одежда была модной, удобной, красивой. А театральный костюм в первую очередь должен характеризовать героя. Большое значение отводится цветовой гамме: отрицательный герой, как правило, в темных цветах, а, например, костюм Аленушки – нежно-розовые, голубых и персиковых оттенков.
Создаваться театральные костюмы могут от трех дней до трех недель, причем работать над сложным образом могут две мастерицы. Один из самых трудоемких – костюм Деда Мороза. У него и шуба, и варежки, и теплые штаны, и мешок с подарками – все это должно быть ярко и красочно. Богатая отделка, красивый мех, переливающаяся аппликация, всевозможные отделочные камни и стразы. Но и служит такой костюм по десять–пятнадцать лет.
На премьеру спектакля мастерицы пошивочного цеха всегда приходят в полном составе. Во-первых, посмотреть новую работу труппы. А во-вторых, оценить и свою работу, увидеть, как «играет» созданный ими костюм в спектакле.
– Иногда подмечаешь: вот тут к следующему спектаклю нужно чуть-чуть исправить. Бывает, актер сам приходит после премьеры и говорит, что хорошо бы ему внутренний карман пришить, потому что ему некуда что-то положить, например платок, для какой-то сцены. Или резинка слишком тугая – тоже все пожелания исправляем, – говорит Лариса Юрьевна. – После премьеры актеры приходят, благодарят наших девочек. Кстати, обязательно назовите всех моих мастериц поименно, они этого заслуживают, у них руки золотые: Лена Абрамова, Татьяна Абрамычева, Ольга Деянова и Ирина Катышева.
Наполнить театр звуком и смыслом
Еще одна очень важная работа в театре – работа звукорежиссера. Наиболее важной она стала с появлением в театре звуковой техники – микрофонов, магнитофонов, различных пультов и усилителей. И все это для того, чтобы максимально украсить спектакль, сделать понятнее зрителю. И если раньше, много лет назад, была такая профессия, как шумовик, который за сценой изображал выстрел ружья или звуки грозы, то теперь все эти звуки в богатом ассортименте есть у звукорежиссера.
И от этого задача звукового оформления спектакля стала по-настоящему творческой и чрезвычайно интересной. Ведь при помощи музыки и звуков можно передать любое психологическое состояние героя, оттенки его настроения. Конечно, в драматическом спектакле музыка играет подчиненную роль, но и эта роль очень важна. Во-первых, музыка должна быть созвучна драматическому действию, а во-вторых, она должна создавать определенное настроение у зрителей и помогать в развитии сюжетных линий.
В театре «Вера» в звуковом цехе работают звукорежиссер Станислав Солодовников и звукооператор Ольга Тарасова.
– Что самое сложное в нашей работе? Наполнить театр звучанием и смыслом, – считает Станислав.
Чтобы реализовать замысел режиссера спектакля, звуковикам нужно быть не только техническим асом, но и обладать творческой подготовкой: разбираться в драматургии, взаимосвязи сценического действия и звукового сопровождения, многое знать о музыкальных стилях и ориентироваться в творчестве различных композиторов. Ну и, конечно, быть первоклассными инженерами, поскольку работают они с самой современной техникой.
Бутафоры и декораторы
– Наш цех универсальный, – говорит о бутафорском цехе театра «Вера» его сотрудница Наталья Соколова. Действительно, здесь умеют все, ведь работают тут и бутафоры, и декораторы. Сделать реквизит, смастерить каркасный головной убор (кокошник, котелок, цилиндр), сшить и склеить ростовые куклы, расписать и раскрасить, придать объем мебели, которая будет участвовать в том или ином спектакле, – вот лишь небольшой список работ, которыми занимаются в бутафорском цехе. А работают в нем три мастерицы: Наталья Соколова, Ольга Курылева и Светлана Голубева.
Сейчас у бутафоров горячая пора, работа в цехе кипит – идет подготовка к новому спектаклю «Алые паруса».
– Одна из сцен будущей постановки называется «Карнавал», нужны элементы «морских» костюмов – осьминогов, ракушек, рыб, – рассказывает Наталья Соколова. – Красим, клеим, вырезаем, придаем объем и т. д.
– Эти навыки вам пригождаются в быту? Можете диван обтянуть, например? – спросили мы.
– Конечно, можем: и ремонт сделать, и на свадьбу друзьям я кукол – их портретную копию – изготавливала, – признается Наталья Владимировна. – Но чаще мы сапожники без сапог: в театре так надекорируешься, что на дом сил не остается.
В театре «Вера» и других нижегородских театрах, безусловно, работают профессионалы самого высокого класса. И пусть их не видит зритель, зато прекрасная работа сотрудников вспомогательных цехов говорит сама за себя. Спасибо всем «невидимым» сотрудникам театров за их работу!
Александр Алешин
Фото предоставлено детским театром «Вера»