День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Возрождение крылатого флота

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/znaj-nashikh/vozrozhdenie-krylatogo-flota#sigProGalleria09606a6c6b
joomlamodniyportal.ru

К 800-летию Нижнего Новгорода в августе 2021 года широкой публике представят первое судно на подводных крыльях серии «Метеор 120Р». Разработчик проекта – знаменитое на всю страну конструкторское бюро АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». Суда на подводных крыльях – детище нашего земляка, выдающегося конструктора Ростислава Алексеева. Один из брендов Нижнего Новгорода. Что представляют собой суда на подводных крыльях? Почему эти корабли называют легендарными? В чем заслуга горьковчан (нижегородцев) перед страной и всем миром? Какими будут новые «метеоры»? На эти и другие вопросы мы постарались ответить в предлагаемом вашему вниманию материале.

Массовый проект

Справка

Судно на подводных крыльях (СПК) – судно, поддерживаемое над водной поверхностью гидродинамическими силами, возникающими на подводных крыльях. Находящиеся под корпусом подводные крылья создают подъемную силу и частично или полностью поднимают корпус судна над поверхностью воды, что приводит к значительному уменьшению сопротивления движению и позволяет развивать скорость, недостижимую для традиционных водоизмещающих судов.

История СПК «Метеор» восходит к 1959 году, когда знаменитый конструктор Ростислав Алексеев спустил на воду первое экспериментальное судно на подводных крыльях. Алексеевский «Метеор» за короткое время стал настолько популярным, что помимо Советского Союза в разное время заказчиками судна были судоходные компании более чем из 20 стран. До 2000 года в нашей стране построили более 400 «метеоров». Много это или мало? По некоторым оценкам, производство «метеоров» – наиболее массовый проект пассажирского скоростного судна во всем мире. «Метеор» фактически опередил свое время, став полноправным символом отечественного скоростного флота. Советские пассажирские СПК отличались высокими технико-экономическими показателями. Например, себестоимость пассажиро-километра в 1964 году составляла 1,38 копейки, а цена билета и время поездки на судах на подводных крыльях были меньше, чем на аналогичных автобусных маршрутах. Поэтому в советское время «метеоры» и другие отечественные суда на подводных крыльях пользовались огромной популярностью у пассажиров.

В какой-то момент СССР стал лидером по выпуску СПК в мире. Отечественные суда на подводных крыльях стали важным экспортным товаром, продававшимся и эксплуатировавшимся в трех десятках стран. Журнал «Популярная механика» высказал мнение, что в современном мире при слове «суда на подводных крыльях» (англ. Hydrofoil Boats) в первую очередь представляют модели советского производства.

Единственные в мире

В настоящее время около 60 «метеоров» продолжают эксплуатироваться в различных регионах России, Европы и Азии, обеспечивая пассажирские перевозки как на туристических, так и на социально значимых маршрутах. Больше того, в Санкт-Петербурге «Метеор» превратился в одну из визитных карточек города. Так, например, прокатиться с ветерком из Питера до Петергофа мечтают многие туристы и жители города на Неве.

Несколько лет назад на федеральном уровне было принято решение возродить производство судов на подводных крыльях. Несмотря на ряд недостатков, «метеоры» до сих пор востребованы в России и за рубежом благодаря своей топливной эффективности и способности преодолевать большие расстояния за световой день. О былом массовом производстве сегодня, конечно, никто не говорит. С другой стороны, «точечное» производство СПК по заказам конкретных компаний имеет право на жизнь. Разрабатывать современные суда на подводных крыльях в Нижнем Новгороде, похоже, не разучились. Представители ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева не сидят сложа руки, а все время находятся в тесном контакте с отечественными и зарубежными судоходными компаниями, изучают рынок скоростных пассажирских перевозок, проводят маркетинговые исследования.

Одно из таких исследований основывалось на опросе эксплуатирующих судоходных компаний: какие требования они предъявляют к новому пассажирскому судну? В основном потенциальные судовладельцы хотели видеть новый «Метеор 120Р» экономичным благодаря низкому расходу топлива, неприхотливым в эксплуатации и ремонте, современным и комфортным для пассажиров, с возможностью перевозить маломобильные группы населения, вместительным – чтобы перевозить от ста пассажиров и больше. На основании проведенной работы стало понятным, что у проекта Метеор» должна быть вторая жизнь. После научно-исследовательской работы началась разработка проекта «Метеор 120Р», отвечающего современным требованиям к эксплуатации высокоскоростных судов и учитывающего потребности рынка. На сегодня АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» – единственное предприятие в мире, объединяющее в себе проектирование, сопровождение и строительство речных судов на подводных крыльях, их эксплуатацию и последующее техническое обслуживание, вплоть до утилизации.

По своим тактико-техническим характеристикам высокоскоростные суда разработки АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» опережают мировой уровень скоростного судостроения.

Знаковое событие

«Метеор 120» рассчитан на перевозку 116 пассажиров и четырех членов экипажа на 600 км по магистральным рекам и водохранилищам. Автономность плавания – 8 часов, скорость – 65 км/ч. Учитывая существующий спрос на подобные суда, 23 декабря 2019 года в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева заложили первое судно нового проекта, призванного прийти на смену старым «метеорам». 23 июня 2020 года была завершена постройка первого корпуса судна. Одновременно начали подготовку к закладке второго корпуса серии. Второе судно заложено в декабре 2020 года.Спуск на воду первого корабля планируется в 2021 году, к 800-летию Нижнего Новгорода. Новый «Метеор» строится с использованием современного оборудования и материалов. Опыт строительства СПК «Валдай 45Р» на верфи предприятия показал, что тесное сотрудничество конструкторов, имеющих колоссальный опыт по проектированию СПК, и судостроителей в процессе создания судна сокращает сроки строительства и повышает качество продукции.

Руководство Нижегородской области благожелательно относится к идее возрождения отечественного скоростного флота на подводных крыльях. Глава региона Глеб Никитин в августе 2018 года принял участие в презентации первого в постсоветской России судна на подводных крыльях «Валдай 45Р» в рамках Петербургского международного экономического форума.

– Суда на подводных крыльях ЦКБ им. Р. Е. Алексеева – гордость нижегородского судостроения. Проекты Ростислава Алексеева – гордость России и Советского Союза. Аналогов такие разработки в мире не имеют, – сообщил Глеб Никитин.

Обновленный «Метеор» – еще один шаг к возрождению отечественного скоростного флота.«Для нижегородцев возрождение производства “метеоров” станет знаковым событием, потому что у многих с “метеорами” связаны теплые воспоминания», – считает Глеб Никитин. Губернатор убежден, что возобновление производства легендарных судов в первую очередь продиктовано востребованностью подобных надежных и экономичных кораблей. Создатели обещают: «метеоры» будут крайне безопасными и очень комфортными. Конструкция на подводных крыльях позволит выиграть в скорости и сохранить прибрежную зону от размытия за счет низкого волнообразования. Судно может эксплуатироваться на полноводных реках всей территории России от центральной части до Дальнего Востока. Заказчик заложенного «Метеора» – АО «Северречфлот» из Ханты-Мансийска.

Универсальное решение

Новый «Метеор» имеет самый низкий расход топлива среди скоростных пассажирских судов, что сделает перевозки привлекательными как для эксплуатирующих компаний, так и для пассажиров. От своего предшественника СПК «Метеор 120Р» сохранило неприхотливость в эксплуатации и высокую ремонтопригодность. Высокий уровень комфорта предусмотрен и для пассажиров – удобные кресла авиационного типа, вместительные багажные полки над сиденьями, кондиционируемый салон, современные мультимедийные решения для работы и развлечения во время поездки. «Метеор 120Р» спроектирован с максимально возможным круговым обзором благодаря панорамному остеклению, также предусмотрен бар с панорамным видом в кормовой части судна. Обеспечена возможность перевозки пассажиров с ограниченными возможностями.

Разработчики убеждены, что «Метеор 120Р» станет универсальным решением как для скоростных туристических маршрутов, так и для регулярных пассажирских перевозок там, где автомобильное и железнодорожное сообщение слабо развиты. Например, в районах Сибири и Дальнего Востока. Новые «метеоры» придут на смену предыдущему поколению судов, выработавших свой ресурс. Возможность эксплуатации нового корабля широка: водные артерии пронизывают 60 регионов Российской Федерации, а речные перевозки отличаются низкой себестоимостью (особенно на дальние расстояния), высокой энергоэффективностью и относительно низким уровнем затрат на содержание водных путей.

С появлением СПК «Метеор 120Р» нового поколения становится возможным и возрождение крылатого флота за рубежом, где внутренние водные пути европейских и азиатских стран являются не только значимыми для регионов, но и выполняют социально-экономические задачи. Кстати, суда на подводных крыльях производства АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» уже давно стали визитной карточкой Венгрии, Словакии и других стран, связанных водной артерией – рекой Дунай.

Сергей Анисимов

Фото из открытых источников 

  • 004 (1626) 20.01.2021

Дата публикации

« Март 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Свежий номер

Свежий номер

016 (1638) 03.03.2021

Партнеры


 gosu

© 2021  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru