Пройтись по центру Сормовского района с Любовью Сергеевной Родиной и остаться незамеченными невозможно! Да и дорога в пятьсот метров займет часа два. А все потому, что встречные пешеходы Любовь Сергеевну постоянно останавливают, спрашивают, как дела, и вспоминают свою молодость или детство своих детей и внуков. Такую популярность нашей героини объяснить просто: Любовь Родина – учитель музыки со стажем в пятьдесят один год. И у нее тысячи учеников!
Прирожденный организатор
– В детстве я не мечтала работать в школе, но постоянно что-то организовывала, за что-то агитировала, ставила задачи и добивалась их выполнения, старалась сплотить ребят, была в самой гуще всех событий, – начинает свой рассказ наша героиня. – Была и председателем совета отряда, и старостой группы, и секретарем комитета комсомола, и везде кроме того, что ты занимаешься полезными делами, мне нравилось общение с людьми.
А еще Любовь любила выступать на публике и петь. Поэтому и поступила в Горьковское педагогическое училище сразу на два отделения – дошкольное образование (воспитатель детского садика) и дирижерско-хоровое (учитель музыки и пения). По распределению пошла работать в 166-ю школу Ленинского района учителем музыки и руководителем музыкальной студии. Вчерашняя студентка, а ныне дипломированный специалист обучала игре на фортепиано всех желающих учеников школы. В музыкальные школы детей брали выборочно, она занималась со всеми. И ребята ходили на ее занятия с огромным удовольствием.
Пела вся школа
Через два года наша героиня переехала в Сормовский район, пришлось менять и школу.
– И следующие одиннадцать лет я работала в 26-й школе Сормовского района на улице Светлоярской, – вспоминает Любовь Сергеевна. – Тогда уроки пения преподавались до восьмого класса. А вот своего хора в школе не было. И я его организовала. Коллеги говорили: как ты будешь ребят загонять в свой хор? А никого никуда загонять не пришлось, ребята сами с радостью ходили петь, – рассказывает Родина. – Да, у меня пела вся школа! Восемьсот человек! Все собирались в большом спортивном зале и с огромным желанием пели детские песни, которых тогда советскими композиторами писалось множество. Мало того: и родители наших учеников приходила на хор и тоже с большим желанием пели.
– А как вы заставили или заинтересовали всех запеть? – спросили мы.
– А тут секрет стар, как этот мир, – смеется наша героиня. – Только своим личным примером.
Найти свою нишу
Любови Родиной за свою трудовую деятельность пришлось поработать в нескольких школах. А все потому, что ее постоянно просили помочь и организовать то, чего до нее в школах еще не было. Вот и в школу № 9 Сормовского района ее назначили на должность «организатор внеклассной работы», и на ней одной держалось масса мероприятий: кружки, секции, все праздники и концерты, туристические походы и культпоходы в театры, летние лагеря, экскурсионные поездки по городам СССР.
– Моей целью было то, чтобы подросток чем-то заинтересовался, нашел свою нишу и, возможно, выбрал будущую профессию, – размышляет Любовь Сергеевна. – Ко мне до сих пор подходят выпускники и благодарят, например, за походы в наш оперный театр. Мы же посмотрели весь мировой классический репертуар. У нас даже места свои были – на балкончике на левой стороне ближе к сцене. Бывшие старшеклассники ностальгируют, мол, какое было прекрасное время – ходить в театр, смотреть лучшие балеты и оперы. Теперь, когда они сами родители, у них нет на это времени.
Школьный театр
А еще Родина в девятой школе взяла и организовала школьный кукольный театр. Школьники узнавали, как делаются своими руками куклы, сами их создавали, писали инсценировки будущих спектаклей и сами играли роли. Один из «кукольных актеров» – ученик Вадим Смирнов в дальнейшем окончил кукольное отделение Нижегородского театрального училища, работал художественным руководителем нашего театра кукол, а теперь возглавляет Оренбургский театр кукол, стал заслуженным артистом России. И с благодарностью вспоминает Любовь Сергеевну.
Педагог-строитель
Затем Родина работала в детском саду № 12 «Рябинушка». Тут уж вовсю пригодились ее организаторские способности – детский сад был в ужасном состоянии, нуждался в капитальном ремонте. Дети в него не ходили.
– Стены, полы, кровля – все было в плохом состоянии, – рассказывает Любовь Сергеевна. – Практически два года я жила на стройке, научилась разбираться в стройматериалах и сдала детсад в идеальном состоянии!
Но наша героиня за эти два года очень скучала по школе. Поэтому сразу после сдачи садика пошла снова в школу – на этот раз под номером 70 – заместителем директора и куратором педагогического класса. Вела педагогику и психологию, проводила практику, и в результате весь класс поступил на педагогические отделения нижегородских вузов.
– Любовь Сергеевна, чем бы ни занималась и какие бы цели ни ставила, всегда добивалась своего! – считает учитель школы № 70 Галина Елагина. – А еще она поможет каждому – и ученику, и коллеге, всегда готова поддержать, очень энергична и безгранично оптимистична.
Быть другом
За пятьдесят с лишним лет у нижегородской суперучительницы практически не было ни одного серьезного конфликта с учениками. Ну как такое возможно?
– Просто нужно быть им другом! И непременно быть справедливым, эти качества ребята очень ценят, и если ты ими обладаешь, то тебе начинают верить. А это наиболее важно! – делится своими секретами Любовь Сергеевна. – Я не имею права оскорблять моих учеников, но имею право на критику. Но не в присутствии других ребят. Иду в школу, а мне часто говорят, мол, куда ты нарядилась. Но учитель обязан хорошо, современно и модно выглядеть, а не уныло и скучно. А еще дети любят, когда педагог улыбается, ценят его юмор. Назову еще одно качество – они чувствуют, если учитель сам любит учиться, а не только учить. У меня, например, четыре образования, а сейчас, в 75 лет, я получаю пятое. Так что я люблю и учить и учиться. И то и другое – огромное счастье!
Александр Алешин
Фото из архива Любови Родиной