День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Талантливые. Сильные. Женственные

8 Марта – это повод не только поздравить прекрасных, добрых, нежных и любимых нижегородских женщин, но и вспомнить тех нижегородок, которые много лет назад прославили наш город в самых разных сферах жизни. Первая не только в Нижнем Новгороде, но и в России (!) дипломированная женщина-врач Надежда Суслова, выдающаяся трагическая актриса Полина Стрепетова, литератор, автор детских повестей и рассказов Александра Анненская, академик РАМН Ирина Блохина, посвятившая себя эпидемиологии и микробиологии…

Какими они были, какую жизнь прожили, кого любили и какой след оставили в жизни родного города и целой страны?

Открыла двери в мир медицины

b 37Надежда Прокофьевна Суслова родилась в 1843 году в с. Панино Горбатовского уезда Нижегородской губернии (сейчас это Сосновский район Нижегородской области). Ее отец, бывший крепостной, открывший свою ситцебумажную фабрику, придавал огромное значение образованию детей. Поэтому сестры Сусловы сначала получили домашнее образование, которое продолжили в одном из московских пансионов. В юности Надежда увлекалась литературой, даже написала несколько рассказов, которые опубликовал «Современник». И, как вся прогрессивная молодежь того времени, поддерживала революционные идеи и даже попала «под негласный бдительный надзор полиции».

Но борьба за равенство и братство не стала делом ее жизни – более всего Надежду Суслову привлекала медицина. И то, что в царской России женщине был закрыт путь в науку, ее не смущало. В 1862 году Надежда становится одной из трех женщин, которым профессора Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Сеченов и Боткин в качестве эксперимента разрешают посещать их лекции как вольнослушательницы. В этом же году Суслова пишет статью «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического раздражения», которая выходит в «Медицинском вестнике».

А после того как царское правительство в 1863 году запрещает женщинам посещать лекции, наша землячка уезжает учиться в Швейцарию, где в 1864 году становится слушательницей Цюрихского университета, а в 1867-м первой из русских женщин получает диплом доктора медицины и хирургии и акушерства за диссертацию «Доклад о физиологии лимфы» (под руководством Сеченова).

В честь Надежды Сусловой, первой женщины в России, рискнувшей открыть запретные двери в медицину, в Нижнем Новгороде названа одна из улиц Советского района.

С этим дипломом и мужем – швейцарским врачом Федором Эрисманом, который стал основоположником научной гигиены в России, она приехала в Санкт-Петербург. В родной стране она повторно защитила диссертацию, сдала экзамены и добилась признания ее врачом.

В 1870 году Надежда Суслова с мужем вернулась в Нижний Новгород. Первый российский женщина-врач жила в доме 57 по Большой Солдатской улице (сейчас улица Володарского) и более 20 лет имела обширную гинекологическую практику. Умерла и похоронена Надежда Прокофьевна в Алуште в 1918 году.

Историки относят именно к Сусловой слова Достоевского, с которым она была очень дружна. «Она твёрдо объявила своё желание участвовать в общем деле и приступила к нему не только бескорыстно, но и самоотверженно… В жажде высшего образования она проявила серьёзность, терпение и представила пример величайшего мужества», – написал он в своем «Дневнике писателя» за 1876 год.

На ее спектаклях плакали мужчины

Еще одна выдающаяся нижегородка – Пелагея Стрепетова. Родители и точная дата ее рождения неизвестны – она была подкидышем и воспитывалась в семье театрального парикмахера, а днем ее рождения стало 4 октября 1850 года, когда ее удочерили. Приемные родители – Антипий Стрепетов и его жена Елизавета, которая была провинциальной актрисой, не обижали приемную дочь и с детства привили ей любовь к сцене. Так что неудивительно, что еще девочкой Полина четко знала, что станет актрисой.

Уже в семь лет она выходила на сцену нижегородского театра. Она упорно тренировалась, занималась танцами и драматическим искусством, впитывала впечатления от игры гастролеров вроде московской знаменитости Л. Никулиной-Косицкой.

Несмотря на совсем не театральные данные – нескладную фигуру, неправильные черты лица и вдобавок к этому искривление позвоночника, Полина твердо верила, что станет великой актрисой. Когда ей было 14, приемная мать Елизавета Ивановна сдалась и написала антрепренеру Смирнову письмо с просьбой взять ее дочь «на что понадобится». И вот летом 1865 года Стрепетова впервые вышла на сцену маленького театра в Рыбинске. Скоро ее драматическое дарование заметили и стали предлагать серьезные роли. За следующие три года она сыграла более 100 персонажей и успела поработать в разных городах: Ярославле, Симбирске, Муроме, Новгороде, Самаре. Лучше всего она смотрелась в ролях женщин из народа – страстных и восстающих против своей доли. В 16 лет она заменила заболевшую актрису и сыграла Лизавету в «Горькой судьбине» Писемского. Эта роль стала судьбоносной, и о молодой трагической актрисе заговорили по всей России. Дальше она играет Лизу в «Горе от ума», Офелию в «Гамлете», Донну Анну в «Каменном госте», Беатриче в «Много шума из ничего». Но главной ее ролью стала именно Лизавета Писемского. Когда Стрепетова не играла, а жила в «Горькой судьбине», в зале раздавались рыдания. А актриса, только что сыгравшая запретную любовь и жестокую месть, страсть счастливой женщины и беспредельное отчаяние матери, потерявшей ребенка, долго приходила в себя за кулисами. В этой роли она выступала более 30 лет.

В каждой постановке актриса проживала чужую жизнь как свою, растрачивая свои силы и опустошая свою душу, растрачивала себя безудержно, опустошительно.

Признание приходит к Стрепетовой в 1871 году, тогда же она переживает бурный и несчастный роман с актером Михаилом Стрельским – героем-любовником на сцене и вне ее. От него она родила дочь Машу, но счастлива ни материнством, ни браком, который сегодня назвали бы гражданским, не была. В 1873 году она встречается с актером Модестом Писаревым, который становится ее законным мужем и вводит ее в круг талантливейших людей того времени: Островского и Писемского, Репина и Ярошенко. Москва благосклонно принимает актрису, как раньше ее приняла провинция. Но и с Писаревым она не уживается, они расстаются, а Стрепетову открывает Петербург, где она на сцене Александринского театра с неизменным успехом играет свою Лизавету.

Но карьера актрисы неуклонно идет на спад, ее манера исступленной игры кажется вчерашним днем, а менять ее актриса не может и не хочет. Не принимая критику, не желая ладить с коллегами, она оказывается совершенно одна во враждебном окружении. Прослужив в Александринском театре почти десять лет, она покидает столичную сцену и снова начинает скитаться по провинциальным театрам. Но былого успеха нет, да и скандал в личной жизни ему не способствует – третий муж 41-летней Стрепетовой, который был младше ее на 13 лет, застрелился на пороге ее спальни, когда она отказалась переехать за ним в Москву. В результате капризная публика почти забыла о той, которую недавно готова была носить на руках.

В последние годы Стрепетова осталась совсем одна. По мистическому стечению обстоятельств она умерла в тот день, который привыкла считать днем своего рождения, только спустя 53 года. В день похорон актрисы на Никольском кладбище проститься с ней пришли сотни поклонников. В 1936 году прах актрисы был перенесен в некрополь мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, а в 1939 году установлено скромное надгробие.

«Выучиться так играть – нельзя… – таковы были слова Ивана Тургенева, который до просмотра весьма скептически относился к восходящей звезде. – Это сама действительность, сама действительность…»

«Зимние вечера» и «Робинзон Крузо»

b 38Анна Никитична Анненская (1840–1915), детский писатель, биограф, – это имя почти не знакомо современному читателю, а между тем в конце XIX – начале XX веков повести и рассказы Анненской для юных читателей пользовались популярностью. Как вспоминал В. Вересаев, ни один подросток из культурных семей «не рос в те годы без “Зимних вечеров”».

Анна Никитична родилась в дворянской семье, в 1866 году вышла замуж за Николая Федоровича Анненского, публициста, журналиста и общественного деятеля, в 1880-м последовала за ним в ссылку. После ссылки по приглашению Владимира Галактионовича Короленко, русского писателя, с 1887 по 1896 го Анненские жили в Нижнем Новгороде. Здесь Николай Анненский возглавил земскую статистическую службу. По его исследованиям Короленко писал свои статьи-разоблачения, сотрясавшие дворянский и купеческий Нижний. В маленькой квартире Короленко на Канатной улице собирались земцы, врачи, учителя, чиновники, писатели. В этот кружок входила и чета Анненских.

Самой первой работой Анны Никитичны, которую она написала в 1870-х годах, было переложение для детей знаменитого романа Д. Дефо «Робинзон Крузо», вызвавшее массу положительных откликов и ставшее едва ли не лучшим в дореволюционной литературе. Необычной для того времени стала интерпретация отношений между Робинзоном и Пятницей: у Анненской Пятница не раб, а друг, товарищ, а на первое место вышла линия нравственного совершенствования героя. Кстати, это отличительная черта практически всех произведений Анненской – рассказывая о жизни избранного ею героя, она выявляет то главное, что сформировало его характер и стало основой в его дальнейшей судьбе.

Анна Анненская писала и увлекательные биографические книги: это и истории знаменитых путешественников Свена Гедина и Фритьофа Нансена; биографии Фарадея и Вашингтона, Жорж Санд, Диккенса и Гоголя.

Но главное место в литературной работе Анненской занимали ее повести и рассказы для детей и юношества. В них она рисует жизнь не вымышленную, а настоящую, с ее драматизмом и радостями, победами и поражениями. Ее произведения знакомят ребенка с жизнью и, несмотря на давность написания, просто обязательны к прочтению современным детям.

В Нижнем Новгороде Анна Анненская создала лучшую свою книгу – сборник «Своим путем» (1889), куда вошли произведения о нравственном воспитании. Это психологические повести, в которых обстоятельно показана история духовного развития ребенка.

Микробиолог, академик, отличный управленец

b 39Микробиолог, академик РАМН, лауреат Государственной премии СССР, заведующая кафедрой Горьковского государственного университета, директор Горьковского НИИ эпидемиологии и микробиологии Ирина Блохина родилась в Нижнем Новгороде в 1921 году семье земского врача. По окончании Нижегородского (Горьковского) медицинского института (ныне – академии) в 1942 году она в отличие от своего старшего брата – будущего академика и президента АМН СССР Николая Блохина, выбравшего путь хирурга, посвятила себя микробиологии.

Блохина – автор шести монографий и более чем 150 статей в области микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. В творческим содружестве с академиком А. Н. Белозёрским она создала 1972 году на базе своего института первую в стране лабораторию геносистематики бактерий. Неоценим ее вклад в дело создания лечебных и профилактических иммунобиологических препаратов (внутривенный иммуноглобулин для детей, лактобактерин, эколакт и др.). В 1980-е годы она принимала участие в ликвидации вспышек холеры в СССР.

Занимаясь научными исследованиями, Ирина Николаевна всегда имела в качестве основных целей поддержание здоровья человека, лечение и облегчение страданий больного, создание и производство новых лекарств, лечебных и профилактических препаратов, проведение противоэпидемической работы, улучшение экологии.

Блохина известна и как крупный общественный деятель. С 1974 по 1989 год она являлась председателем комиссии Верховного Совета СССР по здравоохранению и социальному обеспечению. Многие годы посвятила женскому движению, входя в состав Комитета советских женщин (1968–1988 годы). В 1992–1999 годы она возглавляла нижегородское отделение российского фонда «Здоровье человека».

Использованы материалы с сайтов www.history-life.ru, ru.wikipedia.org, http://www.people.su

  • 015 (1179) 01.03.2017

Свежий номер

Свежий номер

091 (1255) 08.11.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru