День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Орган-шарманка, фуникулер и другие артефакты

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/znaj-nashikh/organ-sharmanka-funikuler-i-drugie-artefakty#sigProGalleriaaf04b78ea3
joomlamodniyportal.ru

В нашем городе много интересных музеев. Один из них – Технический – абсолютно уникальный. Недавно здесь появились новые любопытные экспонаты.

Купить дом или орган?

Одно из главных приобретений последнего времени – единственный в своем роде механический орган. Сделан во второй половине девятнадцатого века органных дел мастером нижегородцем Павлом Ананьиным. Наш земляк несколько лет учился созданию механических органов в Германии, серьезно и досконально изучал нелегкое искусство, практиковался и работал в солидных немецких фирмах. А затем приехал в Нижний Новгород, где основал собственное органное производство. Дело это чрезвычайно сложное, трудоемкое и кропотливое. Поэтому фирма Ананьина создала всего несколько инструментов. На производство одного органа могло уходить до года. Стоимость этих музыкальных инструментов в дореволюционное время можно было сравнить со стоимостью большого дома. Чудом сохранившийся механический орган, который недавно вернулся на родину после большого и долгого путешествия, достаточно хорошо сохранился. После революции он стоял в одном из нижегородских ресторанов в центре города, затем его перекупил мясник из Марий Эл, любивший органную музыку. И только в наше время орган Ананьина «всплыл» в Кирове.

Большая шарманка

Директор Технического музея Вячеслав Хуртин, узнав об этом, немедленно отправился в город на Вятке, выкупил и вернул на родину уникальный инструмент. Кое-что уже отреставрировано, кое-что ждет реставрации. В любом случае инструмент в экспозиции.

– В органе 73 деревянные трубы, три барабана, а на каждом барабане по десять русских мелодий. Итоговый репертуар органа – тридцать мелодий. Создан инструмент из десяти особых пород деревьев, – рассказывает о новинке Вячеслав Викторович.

Принцип работы механического органа схож с работой всем известной шарманки: рядом с инструментом сидел человек и крутил ручку, приводя в движение меха. Сейчас в музее ищут мастеров и реставраторов, чтобы орган радовал не только взгляд, но и слух посетителей. Возможно, в ближайшем будущем мы услышим его красивые мелодии, ведь механизмы сохранились достаточно хорошо.

Останки фуникулера

– А вот этим находкам более ста лет, – продолжает экскурсию Вячеслав Хуртин. – Рельсы и шпалы – все, что осталось от нижегородского фуникулера 1896 года. Летом я прогуливался по территории кремля, где сейчас идут работы по строительству нового фуникулера, на верхней станции. И увидел эти приготовленные к сдаче в металлолом детали. Они все были в цементе и земле. Немного почистил и увидел дату – 1896 год. Хотел взять – строители не отдают, ругаются, шумят. Я объяснил рабочим, что хочу забрать эти находки в музей, а я – директор этого музея. Рабочие засмеялись, мол, тут все подряд ходят и каждый пятый – директор музея. Пришлось показывать документы и упрашивать. И уговорил!

Теперь Находки Хуртина занимают свое место в той части музейной экспозиции, где рассказывается о самом фуникулере. Кстати, фуникулеры работали не от электричества, как принято считать, а от силы тяжести. В вагонах находились емкости для набора воды. На верхней станции наполнялись баки водой, а на нижней станции вагоны были уже с опорожненными баками. Верхние вагоны спускались вниз по рельсам, а нижние поднимались вверх, где их емкости также наполнялись водой.

«Фредерик»: сделано в Нижнем

Недавно в музее появился не один экспонат, а целая композиция. Фрагмент борта корабля «Фредерик» со всевозможными историческими деталями, аксессуарами и элементами. Впрочем, обо всем по порядку. «Фредерик» – первый парусный корабль западноевропейского типа, построенный в России. Произошло это в первой половине семнадцатого века в нашем городе. Исторический факт: в конце 1634 года в Нижний приехали шесть голштинских специалистов по кораблестроению во главе с Михаэлем Кордесом из немецкого города Любек. Под их чутким руководством наши мастера и построили в Нижнем Новгороде корабль. Конечно, в Техническом музее точная копия борта легендарного судна, но зато какая! Сделанная из судовых досок девятнадцатого века, почти таких, какие были на «Фредерике». Нашли их в селе Татинец Кстовского района. Из исторических досок в 80 миллиметров был сделан большой сарай. Кроме борта в композицию вошли подлинные гравюры – первое изображение Нижнего Новгорода известного путешественника Адама Олеария, корабельный масляный фонарь восемнадцатого века и русская литая пушка. Получился тематический уголок по истории российского и нижегородского кораблестроения.

Справка

Технический музей – филиал НГИАМЗ. Расположен на Большой Покровской, 43. Уникальное собрание старинной техники и инструментов известного нижегородского коллекционера Вячеслава Хуртина. Богатая экспозиция насчитывает более двух тысяч экспонатов и отражает время расцвета кустарного производства и промышленности России в XIX – начале XX веков, а также затрагивает достижения индустриализации страны в советскую эпоху.

Александр Алешин

Фото автора

  • 007 (1865) 01.02.2023

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

036 (2013) 03.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru