День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Музыка из машины

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/znaj-nashikh/muzyka-iz-mashiny#sigProGalleria2d1abb9cd3
joomlamodniyportal.ru

Второй год Государственный центр современного искусcтва проводит просветительский проект ElectronicLab. Композиторы, занимающиеся электронной музыкой, рассказывают о том, как в настоящее время развивается это музыкальное направление. На прошлой неделе в рамках проекта композитор преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Алексей Наджаров рассказал нижегородцам об алгоритмах современной музыки.

Композитор-математик

По словам столичного гостя, архитектором новейшей музыки специалисты называют французского композитора и архитектора греческого происхождения Янниса Ксенакиса. Именно он с помощью математических формул выявил музыкальные закономерности, выработал свою собственную систему композиции, которая строится на математических принципах, использовал необычные звучания, созданные электроникой. Так, в начале 1960-х годов Яннис Ксенакис наряду с обычными музыкальными инструментами начал использовать звучания, сгенерированные с помощью ЭВМ, компьютерной техники тех времен, и специальных программ.
 И вот теперь ни музыку, ни кино нельзя представить без компьютерных технологий. А за последние полвека появился целый пласт музыки, ее называют алгоритмической, созданной с помощью компьютера.

Играешь ноты – получаешь слова

Но технологии пошли дальше. И вот уже орган «научили» говорить и читать тексты. На интерактивной выставке «Коды. Звуки. Знаки» в Арсенале представлен уникальный гибридный многоканальный орган известного художника Мексики Тани Кандиани. Орган состоит из огромных многочисленных труб, оснащенных внутренним компьютером. Все они подсоединены к двум клавиатурам — музыкальной и печатной. Когда человек нажимает на клавиши пианино, компьютер преобразует ноты в слова.

Посетить выставку «Коды. Звуки. Знаки» в Арсенале можно до 12 марта.
Каждую среду – вход свободный. Понедельник – выходной.

– Музыкальная клавиатура снабжена сложным программным обеспечением: каждая клавиша и каждый аккорд запрограммированы на воспроизведение речевых слогов, общее число которых составляет 1201, что сопоставимо с процессом усвоения языка. Звуки устной речи назначаются клавишам и аккордам, и это позволяет записывать текст с помощью нот, превращая его в музыкальную пьесу, – рассказал Алексей Наджаров.

По его словам, устройство, расположенное в органе, поставлено в автоматический режим. И когда человек проходит в районе действия датчиков, объект-инсталляция, именно так он правильно называется, начинает читать текст, записанный на компьютер.

Похожим образом действует и печатная клавиатура. В ней пусковым механизмом, который заставляет синтезатор голоса озвучивать слова, является перевод рычага возврата каретки на новую строку для печати.

Пианола (англ. pianola) – приставное устройство, превращающее обычное фортепьяно в механическое. В 1897 году американский инженер Э. С. Вотей сконструировал пианолу так, что каждой ее клавише соответствовал особый молоточек. В первых конструкциях они приводились в действие от вращаемого рукояткой вала, на поверхности которого были расположены выступы в определенной, индивидуальной для каждого исполняемого произведения последовательности.

Этот орган, будучи инструментом зарубежным, по-русски «разговаривать» не умел. Пришлось его «обучать» и настраивать. Для этого была создана программа, в которую «загрузили» слоги, соотносимые с нотами. И уже сама программа «собирает» слоги в слова.

Для русификации экспоната в Нижний Новгород были приглашены композитор, филологи и медиахудожник из Москвы.

В конце XIX – начале XX веков пианола была усовершенствована – управление клавишами стало осуществляться при помощи бумажных перфорированных лент. С появлением фонографа и распространением граммофона и магнитофона пианола вышла из употребления.

Предтечи магнитофонов

Предтечами новых музыкальных инструментов на выставке выступают адаптированные цифровые пианолы. Они представляют собой небольшие витрины, в которых находятся бумажные ленты начала XX века. Ленты связаны через систему барабанов с электроприводом, который «прогоняет» их по соединенным параллельным «стойкам» к оптическому сенсору. Он, в свою очередь, считывает закодированные в отверстиях перфорированной ленты ноты и посылает сигнал в частотный генератор, который воспроизводит мелодию.

Таня Кандиани – самый известный и знаковый художник Мексики: в 2015 году она представляла свою страну на Венецианской биеннале. Интерес художницы к теме взаимоотношений искусства и технологий послужил вдохновением для создания инсталляций, механизмов и звуковых пейзажей. Работы Кандиани можно найти в частных и государственных коллекциях MCA (музей современного искусства, Сан-Диего), SDMA (музей искусств Сан-Диего), Мексиканский музей (Сан-Франциско) и «Дойче банка».

– Бесконечное вращение ленты пианол в пяти витринах напоминает движение конвейера, – говорит Алексей Наджаров. – А результат зависит от работы оптического сенсора, насколько он хорошо сможет считать информацию.

Как отметил Наджаров, прообразом пианол Тани Кандиани стали механические пианино. А эти инструменты фактически являются первыми программируемыми музыкальными машинами.

Светлана Муратова
Фото Алексея Манянина

  • 015 (1179) 01.03.2017

Свежий номер

Свежий номер

091 (1255) 08.11.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru