День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Иван Новиченко: первым делом – самолеты

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/znaj-nashikh/ivan-novichenko-pervym-delom-samolety#sigProGalleriad7367e5e2b
joomlamodniyportal.ru

95-летний Иван Новиченко до сих пор не утратил офицерской выправки. С ностальгией вспоминает службу в армии, где служил летчиком. О самолетах Новиченко мечтал с тех пор, когда увидел своими глазами У-2, приземлившийся в родной деревне под Челябинском 22 июня 1941 года. Ему было всего 13 лет.

«Сынок, надо работать!»

– О Великой Отечественной войне нам стало известно уже через три часа после ее начала, – рассказывает Иван Иванович. – Прилетел самолет, и мы, дети, очень обрадовались. Прибыли представители военкомата. Организовали митинг около правления колхоза «Путь Октября». На второй день войны на фронт ушел обоз с добровольцами, среди которых был и мой отец. В нашей семье было восемь детей, я второй ребенок. «Что ж, сынок, надо работать», – сказала мама. Меня взяли в кузницу. Сначала поставили раздувать кузнечные меха, а потом дали молот, который специально облегчили наполовину. Я научился ковать. Почти без остановки в кузнице делали зубья к боронам. А зимой меня направили учиться на тракториста. Из нашей деревни в школу механизации и сельского хозяйства, которая находилась в райцентре, поехали четыре девочки и трое мальчиков. Летом начал обрабатывать землю. Полеводческая бригада буквально жила в поле. Спали в небольшом вагончике. Один раз в неделю отпускал нас бригадир домой – в бане помыться. Так почти всю войну трудился. В 1945-м получил водительские права в Магнитогорске.

Службу начинал в Крыму

– Благодаря моему родному дяде Василию Ефимовичу Новиченко, офицеру бронетанковых передвижных ремонтных мастерских, я оказался в Крыму, – продолжает ветеран. – Дальневосточная дивизия, в которой служил Василий Ефимович, после боев на Кенигсбергском направлении требовала восстановления: осталось 20 процентов личного состава, техника была разбита. На лечение солдат направили в Крым, там же ремонтировали танки. В это время на фронте дела пошли лучше. Дивизию решили оставить на полуострове. Дядя уговорил меня приехать. Меня взяли в медико-санитарный батальон водителем. Выделили две машины. Одну – ЗИС, на котором возил боеприпасы, и вторую – американский «Додж три четверти». Внедорожник предназначался для командного состава, ездили в Саки и Севастополь. Города были разбиты. До сих пор страшная картинка стоит перед глазами.

Начало

– Я всегда хотел летать, – продолжает Иван Иванович. – Волею судьбы стал учиться в авиационной школе. Учебу окончил с отличием. В1949 году меня отправили в Германию. Распределили в 200-ю гвардейскую штурмовую авиационную Нежинскую Краснознаменную ордена Суворова дивизию, в третью эскадрилью. Дивизия состояла из трех полков, все полки гвардейские, после боев. Дивизия штурмовая, вооружена была самолетами Ил-2 и Ил-10. Я летал вместе с командирами. В 1951 году дивизия участвовала в больших учениях. Неожиданно в один из учебных боев, когда самолеты были в небе, полигон накрыла огромная снеговая туча. Погибло 13 экипажей, 26 человек. Похороны длились три дня. На дорогу под Потсдамом вышел, кажется, весь город. Немцы. Год после трагедии мы не летали.

Пилот небесной «стрекозы»

В это время начался набор из молодых офицеров, а я был старший лейтенант, в вертолетчики. Вертушки только-только стали выпускать в стране по приказу Сталина. Курс обучения проходил в Оренбурге. Я изучил все узлы и механизмы, научился взлетать и управлять этой машиной. А затем вернулся в часть. Мне выпала большая честь пообщаться с летчиком-асом истребительной авиации Чупиковым Павлом Федоровичем. Генерал-полковник интересовался вертолетами, которые начали поступать на вооружение ВВС. Я продемонстрировал свои навыки при обращении с новым летательным аппаратом, поделился знаниями, которые получил во время обучения. Павел Федорович, видимо, остался доволен. Позже мы переехали в другую часть, я стал заместителем командира части по авиационной службе. Однажды в воскресенье позвонил оперативный дежурный: «Иван Иванович, первый приказал за вами выслать самолет из Тбилиси. Ми-2. Вылет через два часа». Чемоданчик у меня всегда был наготове. Куда направят, тогда не знал. Оказалось, в Сирию. Принимал участие в Шестидневной войне. Уволился я из армии в 1978 году в звании майора. Вернулся на малую родину и до 1993 года возглавлял инспекцию рыбоохраны в Магнитогорске.

Активный пенсионер

Почти 20 лет Иван Иванович живет в Канавинском районе Нижнего Новгорода. После смерти жены переехал ближе к сыну, который работал военпредом на одном из заводов Нижнего Новгорода. На вопрос, в чем секрет жизнелюбия и хорошей физической формы, Иван Иванович ответил не задумываясь: «В движении и позитивном настрое. У меня не было ни одного дня без прогулки, прохожу по 3–6 километров в зависимости от выбранного маршрута. Снег, метель – а я все равно иду к озеру. Помню, когда служил, то в беге на 10 километров всегда занимал второе место – после доктора военной части».

Беседовали мы в библиотеке им. Ф. М. Достоевского. Иван Новиченко часто сюда приходит. У Ивана Ивановича есть и личная библиотека с книгами на военную тематику, по краеведению о родном Урале. Там живет его младшая сестра. 23 февраля всегда поздравляет брата с Днем защитника Отечества.

Лариса Кузнецова,

специалист по связям с общественностью МКУК ЦБС Канавинского района.

Подготовила Елена Анисимова.

Фото из архива Ивана Новиченко

  • 013 (1871) 22.02.2023

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

036 (2013) 03.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru