В этом году Балахна будет отмечать свое 550-летие. К юбилею город задумано обновить, благоустроить. Так что в недалеком будущем Балахна станет новым туристическим маршрутом. Мы же отправились в Балахну с целью познакомиться со старинным народным промыслом – кружевоплетением. Ведь недавно балахнинские мастерицы взялись плести кружевное панно в триколоре вкупе с другими искусницами из семи регионов нашей страны – хотят удивить посетителей международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ.
Подушка, а на ней – коклюшки
С 2012 года в Балахне работает музейный историко-культурного комплекс, включающий пять музеев.
Мария Вячеславовна Карташова, директор Балахнинского музейного историко-культурного комплекса, кандидат исторических наук, – гостеприимная хозяйка и замечательный гид – рассказала нам все о коллекции кружев. Ее формирование началось почти сто лет назад – в 1926 году. А сейчас в фондах музея хранятся около 500 единиц кружевных изделий.
Мария Карташова – сама превосходная рукодельница. В свое время в музее работала мастер Галина Николаевна Котова, член Союза художников России, которая и научила многих работниц учреждения плести кружева. Сейчас при музее есть мастерская кружевоплетения, проводятся мастер-классы, где можно научиться основам этого красивого старинного промысла. Проводятся фестивали кружева. Действует клуб кружевниц.
На рабочем месте у Марии Карташовой «подушка» – валик, набитый опилками, на козлах, на котором плетут кружево. Валик тяжелый, чтобы деревянные коклюшки не перевешивали работу.
– Без этого никак нельзя, – говорит Мария Вячеславовна, – гостям музея мы демонстрируем процесс кружевоплетения, а сейчас к тому же принимаем участие во всероссийском проекте «Кружево России».
Плести кружева девочек учили дома
– Большой зал посвящен балахнинскому кружевоплетению, – начинает разговор о кружеве Мария Вячеславовна. – Кружевоплетение приходит в Россию из Европы в петровскую эпоху. К началу 60-х годов XIX века в Российской империи формируются несколько центров кружевоплетения – Вологда, Вятка, Михайлов, Елец, Белев, Липецк и Балахна. В каждом центре формируется свои особенности, прежде всего, узора и техники. В Балахне этот красивый промысел известен с XVIII века. До революции практически все женское население города и близлежащих деревень выплетало кружева, на которые была мода и высокий спрос. Выплетали в основном кружевные косынки черного цвета. 70 процентов всего ассортимента занимали именно они. Свои изделия кружевницы продавали на Нижегородской ярмарке. Стоило кружево дорого, но покупали его охотно. Так, если вологодская косынка в сцепной технике могла стоить 15–20 рублей на Ярмарке, то балахнинская косынка – большая, метровая – стоила 100 рублей. Для сравнения: в 90-годы XIX века балахнинский городской голова получал жалованье 500 рублей в год. На выполнение работы могло уйти два-три года. Их выплетали мало, на заказ. У нас в коллекции есть три такие косынки. Это просто шедевры.
В России известны две техники кружевоплетения – сцепная и многопарная. Сцепная техника выполняется при помощи небольшого количества коклюшек, выплетается так называемая вилюшка – дорожка, и с помощью крючка работа сцепляется. Балахнинские кружевницы использовали технику многопарную. Плетение больших штучных изделий осуществлялось с использованием 100, 150, 200, 250 коклюшек. И сейчас Балахна – центр многопарного кружева. Вообще в Балахне профессиональных кружевниц, можно сказать, не было никогда. Был период, с 1912 по 1915 год, когда работала школа кружевоплетения. Но просуществовала она недолго. Балахнинские женщины не видели смысла отдавать учиться девочек тому, чему могли научить их дома сами.
«Кружево России»
В коллекции музея более 50 предметов кружевоплетения: кружев, сколков, коклюшек. А еще удивительные, бесподобные шали, шарфы, скатерти – тончайшей работы, глаз не отвести. Конечно, удивляет, как мастерицы не путаются в огромном количестве коклюшек, создавая оригинальный узор.
– Основа кружева – технический рисунок, – поясняет Мария Вячеславовна. – В старину рисунки называли «сколками». Подкладывался чистый лист, и по схеме выполнялась работа. Сейчас мы сами разрабатываем эти сколки. Используем мотивы, решетки, рисунки старого кружева. Проект «Кружево России» разработали в столице кружева Вологде. Планируется выплести флаг России в трех цветах размером 2 × 3 метра. Панно поделили на несколько фрагментов. И кружевницы из семи регионов страны их выплетают. Балахне достались два фрагмента. Один выполнила кружевница Людмила Шкарина, он уже в Вологде. Мы с коллегой выплетаем второй фрагмент. Работа эта кропотливая. В конце декабря нарисовали технический рисунок, согласовали его, потом начали выплетать. Наша задача – отразить особенности кружевоплетения в нашем регионе, поэтому на первом фрагменте выплели вазон с розами, а на втором будут виноградные гроздья. Выплетаем гранаты, дубовые листья и характерные для балахнинского кружева решетки. Это то, что плели в Балахне в XIX веке. В марте панно уже представят на выставке.
Покидая Балахну, мы искренне порадовались, что старинный промысел здесь не забыли и стараются возродить.
Елена Анисимова
Фото автора и из открытых источников