День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Топ-топ-топает малыш

Плоскостопие – одно из самых распространенных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. И одно из наиболее легко и просто излечимых, если его вовремя заметить и принять меры.

Группа риска

Плоскостопие может быть врожденным, вследствие патологий внутриутробного развития, которое выражается в недостаточности соединительной ткани, и приобретенным.

В группе риска по развитию плоскостопия малыши, родители которых врожденно страдают этим заболеванием (оно может передаваться по наследству), дети с отклонениями в развитии центральной нервной системы (здоровая работа мышц может быть нарушена из-за неврологических проблем), крохи с избыточным весом (это дает чрезмерную нагрузку на ножки); рахит тоже может спровоцировать плоскостопие: недостаток витамина D приводит к нарушению обмена кальция и фосфора, которые отвечают за образование костей, функции нервной системы и внутренних органов.

Тревожные звоночки

Обычно малыши впервые встают на ножки в 7−9 месяцев, а начинают ходить в возрасте 10−12 месяцев. В период обучения ходьбе неизбежно возникают условия для развития плоскостопия: чтобы удержать равновесие, дети широко расставляют ноги и опираются на внутренние отделы стопы.

То есть у подавляющего большинства детей до 2−3 лет стопа практически плоская. Своды стоп у новорожденных четко выражены, но их скрывает естественная жировая «подушечка», которая смягчает нагрузки на еще не окрепшую ногу. «Взрослые формы» начинают проявляться у ребенка с 2−3 лет, когда происходит значительное укрепление голеностопных связок и мышц. Именно в этом возрасте опытный ортопед может увидеть первые тревожные «звоночки» плоскостопия.

Родителям стоит обеспокоиться, если:

  • малыш стоит и ходит, опираясь на внутреннюю часть стопы или отклоняя пятку наружу, − велика вероятность плоскостопия;
  • кроха устает и начинает просить взять его на руки или посадить в коляску после получаса, проведенного на ногах, – это может говорить не о капризности, а о болезненных ощущениях, которые он испытывает;
  • у новых ботиночек через месяц-полтора стоптался внутренний край подошвы или каблучка, с ножкой ребенка что-то не так, пора обратиться к детскому ортопеду.            

Время посетить специалиста

Первое знакомство с доктором должно состояться в месячном возрасте. Это позволит исключить врожденные деформации и заболевания скелета. Во второй и третий раз консультация необходима в 3 и 6 месяцев, именно в этот период можно определить рахит. Год – еще одна дата обязательного посещения специалиста. Малыш уже активно самостоятельно двигается, и необходимо проверить, правильно ли формируется позвоночник и подвижность суставов.

Трехлетие − очередной знаковый рубеж. Врач обследует осанку, походку, строение стоп и пропорциональность конечностей. Опытный детский ортопед сможет диагностировать плоскостопие уже у 2−3-летнего ребенка.

Предупредить заболевание:

  • следует правильно подбирать детскую обувь – она должна соответствовать ребенку по размеру, изготавливаться из натуральных материалов, иметь плотную, но гибкую подошву;
  • следить за правильной фиксацией ноги – обязательно подбирать обувь, которая имеет фиксированный и плотный задник. При отсутствии фиксации существует возможности развития у ребенка плоскостопия и косолапия;
  • выбирать для ребенка новую, неношеную обувь – конечно, обувь, которая ранее была в употреблении, будет стоить намного дешевле, но цена последующего лечения плоскостопия будет намного больше, чем покупка качественной и хорошо подобранной пары обуви;
  • правильное дозирование физических нагрузок для гармоничного формирования свода стопы –  недостаточные или избыточные нагрузки нарушают правильное развитие свода стопы, и заболевание будет иметь тенденцию к неуклонному прогрессированию;
  • подобрать упражнения, укрепляющие свод стопы. Это ходьба на носках, на пятках, ходьба по различной поверхности (тропа здоровья), массаж и самомассаж стоп, различные упражнения, для которых используются самые разнообразные материалы, которые находятся «под руками» (абрикосовые и сливовые косточки, пуговки, камушки, тоненькое льняное полотенце, коврики с пуговками, мячик, палочка, детский стульчик). Гораздо охотнее и более эффективно дети выполняют упражнения, когда они проходят в игровой форме и сопровождаются стихами. Внимание: все упражнения выполняются босиком.

Упражнения с ковриком

Для выполнения упражнений потребуется коврик с нашитыми на него пуговками, встаем на него, следим за осанкой.

Будем носиком дышать

И на месте шагать

(ходьба на коврике с пуговками на месте).

А теперь пойдем по кругу

Не мешаем мы друг другу

(ходьба на коврике по кругу, руки на поясе).

А сейчас мы побежим,

За осанкой все следим

(бег на месте на ковриках).

И опять мы все пойдем

И немного отдохнем

(ходьба на месте, восстановление дыхания: 1 – вдох, руки поднимаем вверх, 2 – выдох, руки отпускаем вниз).

«Пяточка–носочек»

Лучик зайчика коснулся

Зайчик сладко потянулся.

(1–2 – вдох, встают на носочки, руки через стороны поднимаем вверх; 3–4 – выдох, руки отпускаем вниз, опуститься на всю ступню).

Будем носочки поднимать

И на пяточки вставать

(поочередно отрывать пятки от пола, носки прижаты к полу).

На стульчике с мячом

Нарисуем ножкой круг

Удивим мы всех вокруг.

Все рисуют ручками,

А мы рисуем ножками.

(положить правую ногу на колено левой ноги и совершать повороты стопы за большим пальцем попеременно правой и левой ногой).

Будем мячиком играть

И ногой его катать.

На мячик ножку мы поставим

Танцевать его заставим

(катание мяча поочередно каждой ногой).

Упражнения стоя

Для выполнения потребуются орехи, камешки разного размера, полотенце.

Белки шишками играли

И орешки растеряли.

Сейчас орешки соберем

Белкам в лес их отнесем.

(собирание орехов или камешков правой, затем левой ногой).

Как цыплята мы на травке

Ищем зернышки в канавке.

(собираем полотенце пальцами ног, спина прямая, руки на поясе).

Корригирующий комплекс

Исходное положение: руки на поясе. Совершать перекаты ногами с пятки на носок. Повторить 10 раз, темп средний, большая амплитуда движения.

Одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом; менять положение ног. Повторить 4–6 раз, темп средний.

Стопы стоят на полу; развести пятки в стороны, свести обратно. Повторить 4–6 раз, темп средний.

Стопы вместе на полу, руки на наружной стороне коленей; стремиться поставить стопы наружный свод, руками оказывать незначительное сопротивление. Повторить 6 раз, темп медленный.

Стопы вместе. Имитация подгребания песка пальцами; пятки на полу, движение выполняют все пять пальцев. Повторить 10–12 раз, темп средний.

Массажный мяч расположить между стопами с надавливанием выполнять массаж данной области. Повторить 10–12 раз, темп медленный.

Поочередное прокатывание мяча каждой стопой. Выполнять круговые движения стопой, массируя ее, при движении надавливаем на мяч. Повторить каждой ногой 12 раз, темп медленный.

Подготовила Марина Исмакова
Фото из интернета

  • 023 (1187) 29.03.2017

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru