День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Мы все читали понемногу…

Перед началом летних каникул школьникам по давней традиции выдают список книг на лето. Просматривая их, родители ностальгически вздыхают и вспоминают собственное детство, поскольку там хорошо знакомые названия: «Недоросль», «Война и мир», «Горе от ума», «Муму». Давайте разберемся, для чего нашим детям эти списки и как помочь им одолеть толстые тома литературной классики, не отравив всю радость летних каникул.

Зачем им это надо?

В течение учебного года у ребят и без того большая нагрузка: школьные уроки, домашние задания, кружки, секции, у кого-то – занятия с репетиторами. Для чтения стихов и коротких рассказов еще можно найти время в будний день вечером, но в программу по литературе средних и старших классов входят достаточно объемные произведения, которые дети просто не успевают прочитать: «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Отцы и дети», «Мертвые души». Или читают их торопливо, пропуская пресловутые «описания природы» и «портреты персонажей», стараясь уловить одну только сюжетную линию. Летом самые большие программные произведения можно читать осмысленно, не торопясь, обращая внимание на детали. Познакомившись во время каникул с такими произведениями, школьник будет гораздо лучше готов к подробному обсуждению книг на уроках литературы.

Для учеников начальных классов цели летнего чтения (а значит, и списки книг) могут быть совсем другими. Для окончивших первый класс — потренировать сам навык чтения, потому что еще не у всех ребят в этом возрасте он автоматизирован, узнать что-то интересное и новое, прочитать хотя бы несколько хороших книг. В этом случае список литературы на лето носит скорее рекомендательный характер.

Почему им скучно?

Однако то, что так прекрасно звучит в теории оборачивается проблемами и конфликтами на практике. Факт остается фактом: большинство современных детей равнодушны к чтению как способу получения знаний, положительных эмоций и ярких впечатлений, предпочитая добывать их в интернете. И как бы ни старались родители усадить своих чад за книгу, те находят множество способов увильнуть от неприятной обязанности.

Скажем честно: детей можно понять. Доводы из серии «если ты читать не будешь — скоро грамоту забудешь» звучат неубедительно, описания лесов и болот, равно как малопонятных душевных метаний всяких «лишних людей» навевают тоску, приключения детей и взрослых позапрошлого столетия их тоже не интересуют, потому что современный школьник ничего не понимает в реалиях тогдашней жизни.

Что с этим делать?

Получается, что у ребят есть причины не любить пресловутые «списки» и оставлять их один на один со стопкой принесенных из библиотеки увесистых книг несколько бесчеловечно. Однако мы часто видим, что классика часто вызывает тоску и отторжение у детей, а современная детская и подростковая литература – раздражение взрослых. В итоге чтение, само по себе занятие душеполезное и приятное, становится предметом раздора в семье.

Но, во-первых, летнее чтение можно сделать максимально приятным и уютным: удобное кресло у окна, обустроенный уголок на чердаке дачного дома, гамак или качели в саду, тарелка с ягодами или бабушкиными пирожкам под рукой.

Во-вторых, родители могут пояснять и комментировать непонятные места (особенно это касается реалий далекого прошлого, таких как «бричка», «трактир», «ямщик», «лакей», «чернильница с гусиным пером», «пенсне» и т. п.).

В-третьих, обсуждать прочитанное, но только не в стиле «что хочет сказать и чему хочет научить нас автор» и не в духе «я не понимаю, зачем тебе читать этот бред или это старье». Всё-таки явный «бред» в летних списках вряд ли встретится: обычно они включают в себя классику, проверенную временем и поколениями школьников. Но сейчас мы видим, что классика часто вызывает тоску и отторжение у детей, современная детская и подростковая литература – раздражение взрослых. В итоге чтение, само по себе занятие душеполезное и приятное, становится предметом раздора в семье.

Задайте себе вопрос: чего вы сами ждете от летнего чтения своих детей? С какой целью усаживаете их за книги? И еще один: способен ли ваш конкретный ребенок с его усидчивостью, его интересами, навыком чтения, отношением к книгам, их авторам и литературным персонажам осилить самые толстые тома из летнего списка? Если нет, то где именно кроется причина и как можно облегчить эту задачу?

Кстати, совместное чтение особенно полезно для родителей и детей младшего школьного возраста: дети смогут глубже понять смысл прочитанного, суть сюжетной линии, характеры персонажей (особенно если у них есть трудности с самим процессом чтения). Получат хорошую возможность задать вопрос взрослым и сразу прояснить непонятные моменты. Читая книгу вместе, можно обсудить с ребенком, почему герои ведут себя не так, как мы, и как бы в аналогичных ситуациях повели себя современники, поделиться недоумением, восхищением, негодованием, в конце концов. Для родителей это шанс узнать и больше понять про своих детей: что именно им трудно понять при чтении незнакомых текстов? Что нравится, а что нет? Почему им кажется странным или вызывает раздражение персонаж, которым мы сами в их возрасте восторгались, и наоборот?

Время жить

На самом деле общество пока никак не может договориться, какие книги должны входить в школьную программу, а каким там не место. Сама пока остается в значительной мере просто данью традиции и, как любая традиция, пересматривается медленно и трудно, баталии идут бесконечно.

И пока они идут, давайте вспомним, что чтение — лишь один из способов постижения действительности. Весьма нам привычный и очень нужный — но не единственный. Это взгляд на мир чужими глазами, восприятие чужого опыта. А летние каникулы для наших детей – лучшее время получить собственный уникальный опыт: купаться, ходить босиком по песку и траве, гонять на велосипеде по окрестностям, слушать пение птиц, разводить костер, до ночи гулять с друзьями, болтая о важном и неважном – словом, время жить. И читать «нужные книги», конечно, тоже, но все-таки не стоит превращать это занятие в принудиловку по строгому расписанию.

Ольга Маркичева

Иллюстрация из интернета

  • 047 (1669) 16.06.2021

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru