День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Дети и гаджеты: зло или благо?

Еще недавно, говоря о зависимостях, мы чаще всего имели в виду зависимость взрослых людей от каких-либо веществ: алкоголя, никотина, иных наркотиков. Но в последнее время приходится слышать и о цифровой зависимости, причем формирующейся уже в детском возрасте. О пользе и вреде раннего взаимодействия детей с гаджетами и о том, когда все-таки родителям нужно начинать беспокоиться, мы поговорили с нижегородским психологом Ириной Реута.

– Ирина Игоревна, часто ли к вам обращаются родители, обеспокоенные тем, что ребенок проводит много времени в обнимку с гаджетами?

– Да, достаточно часто. Но стоит сказать, что мы все постоянно взаимодействуем со всякого рода электронными устройствами: планшетами, ноутбуками, смартфонами. Сейчас у каждого члена семьи есть какой-то свой гаджет. Они стали частью нашего повседневного быта. Поэтому говорить, что только дети проводят с ними слишком много времени, я бы не стала.

 

– Но тогда почему тревожатся взрослые?

– Их можно понять. Они помнят время, когда таких устройств у нас еще не было. Поколение нынешних родителей, тем более бабушек и дедушек, относится к ним слегка настороженно – мы помним, как гаджеты входили в нашу жизнь, какие трудности мы испытывали, овладевая ими. Ну а современные дети рождены и растут в мире, где повсюду есть компьютеры и смартфоны. Для них это часть естественной среды обитания. Когда смартфон попадает в руки трехлетки, у него изначально нет страха ошибки в освоении этого устройства. Зато есть здоровый исследовательский интерес, заставляющий все попробовать и найти оптимальный способ применения гаджета. Дети 3–4 лет уже свободно выходят в интернет, скачивают и смотрят мультики, могут даже поменять «под себя» настройки родительского смартфона или ноутбука.

 

Дети цифровой эры

– Это история только про нынешних малышей?

– Не совсем. Дети конца 1990-х – начала 2000-х, так называемое поколение Z, уже рождены в семьях, где дома стояли компьютеры. Когда эти дети росли, сперва у родителей, а затем у них самих появлялись все более совершенные устройства. А сейчас на свет появляются малыши следующего поколения – α, они уже растут со смартфонами в руках. Что за дети рождаются, пока никто не знает. Эта смена поколений происходит на наших глазах, выводы делать пока рано. А вот наблюдая за поколением Z, к определенным заключениям прийти уже можно.

 

– И каковы эти заключения?

– Есть данные, которые подтверждают положительное влияние гаджетов на развитие детей: у них рано формируется способность к быстрому переключению внимания, умение общаться на расстоянии. Мы когда-то отправляли друг другу письма, потом долго ждали ответ, обдумывали его и писали снова. Теперь общение на расстоянии происходит в режиме реального времени. Нужно постоянно оставаться включенным в диалог с собеседником, которого ты не видишь, быстро реагировать на сообщения – для нас это поначалу было сложновато, а для современных детей вполне естественно.

Есть другие исследования, доказывающие, что чрезмерное использование гаджетов негативно сказывается на поведении, эмоциональной сфере, психическом здоровье детей. Педиатры бьют тревогу, говоря о том, что от длительного сидения со смартфоном в руках страдает зрение, искривляется позвоночник. Хотя есть данные, что раннее взаимодействие с гаджетом развивает мелкие движения пальцев рук, над чем раньше приходилось работать специально, готовя детей к обучению письму.

 

Так все-таки полезно или вредно?

– То есть пока взрослые еще не могут определиться, нужно ли давать детям смартфоны?

– Пожалуй. В том, что дети рано осваивают гаджеты, есть свои плюсы и минусы. Быстрота реакции – это несомненный плюс, но тревожно, что дети теряют способность сосредоточиться, удерживать внимание, работая над решением учебной задачи, – то самое клиповое мышление, о котором сейчас много пишут и говорят.

 

– Вы встречаете эти симптомы в своей практике?

– Да, разумеется. Это проявляется в быстрой потере ребенком интереса к разговору или игре, чего раньше не было. Родители и сами могут это увидеть, наблюдая за своими детьми. Их внимание быстро перескакивает с одного занятия на другое. Затевая сюжетную игру, они перебирают различные линии, ни одной не завершают, запутываются, в итоге бросают игру. На групповых развивающих занятиях нам приходится специально тренировать навык сюжетной игры, который у детей предыдущих поколений формировался сам.

 

Оценить риски и взять на себя ответственность

– Действительно, тревожно. А какие способы решения проблемы предлагаются современными педагогами и психологами?

– О, тут широкий спектр! Есть панические призывы: мол, не нужно давать детям гаджеты вообще, пусть они учатся пользоваться счетами и логарифмической линейкой. Специалисты с противоположного полюса заявляют, что нынешние дети будут жить в наполовину виртуальном мире, и чем раньше он будет ими освоен, тем лучше. Есть более спокойные и взвешенные голоса: мы даем своим детям очень сложный инструмент. Нам самим часто непонятно, как он работает, какая у него «начинка». И давая его в руки своему ребенку, взрослый должен осознавать, что у этой заманчивой игрушки есть свои опасные стороны. Нужно оценивать риски, связанные с тем, что дети много времени проводят с гаджетам в руках, и быть готовыми отвечать за последствия.

 

Что бы вы посоветовали в качестве профилактики детской цифровой зависимости?

– С моей точки зрения, взрослым нужно помнить: источник чрезмерной привязанности к смартфону в том, что наш мозг так устроен – он вечно требует удовольствий. Чем мозг менее зрел, тем более примитивные удовольствия ему нужны. По мере взросления и появления иных потребностей в жизни наших детей появляются и более сложные способы получения удовольствия. Но если ребенок с раннего детства получает это доступное и очень яркое удовольствие в виде общения с гаджетом, на его фоне меркнет все остальное. Когда у ребенка нет опыта получения удовольствия другими способами, требовать, чтобы он сам их обнаружил, просто нечестно. Это задача и ответственность родителей – привнести в жизнь семьи другие интересные способы проводить время, научить своих детей получать удовольствие от чтения книг, физической активности, общения с живой природой, рукоделия и так далее. И первый вопрос, который себе нужно задать: за каким занятием нас чаще всего видят дети? Ведь если хотя бы один из родителей посвящает свое свободное время компьютерным играм, общению в соцсетях, бездумному серфингу в интернете, получается, мы сами показываем детям, что это легальный, хороший способ получать удовольствие. И почему бы тогда ребенку не брать пример со своих родителей? В этом случае стоит пересмотреть образ жизни семьи в сторону уменьшения времени, проводимого с гаджетами,не только для детей, но и для взрослых ее членов.

Ну а если у ребенка уже есть такие симптомы формирующейся зависимости, как нарушения сна, питания, поведения, если начинают страдать другие сферы жизни (учеба в школе, увлечения, реальное, а не виртуальное общение со сверстниками), потому что мир сузился до размеров экрана смартфона, не стоит бояться обратиться к специалистам, чтобы правильно оценить ситуацию и получить своевременную квалифицированную помощь.

И хочется пожелать всем нашим читателям насыщенной и яркой реальной жизни, ведь все равно никакая виртуальность с ней не сравнится!

Беседовала Ольга Маркичева

Фото из архива Ирины Реута и интернета

  • 065 (1575) 12.08.2020

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru