День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Вернись, лесной олень…»

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/vernis-lesnoj-olen#sigProGalleriab02cd795d5
joomlamodniyportal.ru

На гербе Нижнего Новгорода – красный шагающий (шествующий) олень. За основу сегодняшнего герба взят исторический герб губернского Нижнего Новгорода. Что означает герб нашего города? Почему олени ушли из нашего региона много лет назад? И есть ли смысл их возвращать?

Что означает?

В «Росписи всем государевым печатям 1626 года», составленной в Посольском приказе после большого московского пожара 1626 года, сказано: «Печать Нижегородска: олень, под оленем земля». Первая версия герба утверждена 16 августа 1781 года. Последняя, новая – 20 декабря 2006-го. Олень в геральдике символизирует величие, мудрость, благородство и справедливость. Серебряное поле герба символизирует чистоту и совершенство. Червленый (красный) цвет – символ мужества и силы, энергии и красоты. Черный цвет – символ мудрости, благоразумия, смирения, скромности, честности, вечности бытия. Нынешний герб установлен законом № 42-З «О гербе Нижегородской области» от 10 сентября 1996 года, принятом постановлением Законодательного собрания области № 164 от 3 сентября 1996 года.

Газовский олень

Бегущий, стремительный олень в качестве знаменитой эмблемы Горьковского автозавода до сих пор узнаваем во всем мире.

Грациозная – при любых вариациях – эмблема ГАЗа украшает продукцию автогиганта и все, что с ним связано. Первым автомобилем, на эмблеме которого красовался бегущий олень, был ГАЗ-12 ЗиМ. Его начали выпускать в 1950 году. Выходит, что оленю на логотипе ГАЗа уже 73 года. И он не стареет, меняясь: последний вариант утвержден в 2015 году.

Ушли на север

В Нижегородском крае олени сто лет назад ходили стадами по всему Заволжью и были объектом княжеской охоты. Княжеская охота на оленей практиковалась еще в конце XIX века на территории современного Борского района. Охотник Лепковский писал в «Охотничьей газете» (1895 г., стр. 65): «В казенных лесных дачах: Лысковской, Семеновского уезда, Ивановской и Каменской, Макарьевского уезда, водится олень, принадлежащий к роду северных, но отличающийся во многом от типичного северного оленя…» Но вскоре «по словам промышленников, олени ушли вместе с проведением железной дороги Нижний – Котельнич, ибо линия прошла по тем местам, где они держались, и с того времени вся прилегающая местность стала сразу более оживленной и людной». Олени ушли на север.

Идите, олени, по снегу, по вьюге, –

Тоншаевским лесом и плесом Ветлуги,

По тропам и кручам Шаранги, Шахуньи,

По тайным путям в глубине полнолунья,

По поймам и взгорьям, по керженским чащам,

По прошлым лесам, по лесам настоящим…

Можно ли вернуть животных?

Как ни удивительно, да, их возвращение возможно. В наше время существуют энтузиасты возвращения оленей на нижегородскую землю среди молодежи и профессиональных биологов-экологов. Специалисты охотхозяйств тоже думают об этом. Процесс, что называется, уже пошел. Олени постепенно возвращаются – сейчас они живут под охраной человека в Керженском заповеднике и в троицком «Ноевом ковчеге» – в воскресенском Поветлужье. Несколько частных хозяйств намерены реализовать в Нижегородской области проекты по развитию оленеводства. Потенциально пригодны для обитания оленей Лысковский, Воротынский и Сокольский районы. Хочется думать, что вопрос не только прагматический. Возвращение оленей, живых оленей имело бы глубоко животворный, символический смысл.

Вернитесь, олени, на землю оленей!

По тропам, сохранным для всех поколений –

По тропам стихов, претворений, молений.

Вам надо смотреть – от кремля до причала

По Стрелке – вокруг – от начала начал –

Следить, чтобы наша земля не дичала.

Царственное животное

Олень – единственное нехищное царственное животное. Красота, грациозность, чуткость оленя всегда вызывали восхищение и поклонение. У славян олень исполнен солнечной символики. Ветвистые рога всегда связывались в сознании людей с солнечными лучами, короной, «древом жизни». У славян и северных народов олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони, переносят души умерших в потусторонний мир.

Во что верят дети?

Девочку Герду, которую олень везет в царство Снежной королевы, чтобы спасти брата, и оленя из «Серебряного копытца» Бажова мы воспринимаем всем сердцем как часть детского мира – мира торжествующей справедливости. Это реальный мир, и он тем реальнее, чем больше детских сердец наполнено именно этими историями, именно этой символикой. Для мировой и русской культуры олень – почти домашнее, любимое животное. У всех народов мира олень – исключительно позитивный поэтический символ чистоты и света. В чутких повадках люди усматривали благоразумную осторожность, а в способности сменять старые рога на новые – неиссякаемую силу обновления и возрождения. В христианской иконографии олень, пьющий воду у подножия креста, – символ горячей веры и благочестия; олень, топчущий ногами змею, – эмблема уничтожения зла. Нижний Новгород – не единственный город, в геральдическом символе которого запечатлены олени. Так, в гербе древнего Ростова изображен стоящий серебряный олень; в гербе Магадана – скачущий во весь опор белый северный олень. Нижегородский герб – красный олень, шествующий мерным шагом.

В начале 70-х в нашей стране была очень популярна песня композитора Евгения Крылатова «Лесной олень». По воспоминаниям певицы Аиды Ведищевой, чиновников очень напрягали строчки из песни «Неси меня, олень, в свою страну оленью». Гадали, что это за страна такая и почему туда с эстрады призывают уехать?

Марина Кулакова

Фото из открытых источников


Свежий номер

Свежий номер

036 (2013) 03.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru