День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Станут ли поездки в маршрутках безопасными для нижегородцев?

Каждый из нас хочет передвигаться на общественном городском транспорте быстро и безопасно. Однако оказалось, что безопасно везет людей по городу транспорт муниципальный. А быстро — маршрутные такси. Они и впрямь могут доставить пассажиров «с ветерком», только безопасность при этом не гарантируют.

Количество аварий с участием маршруток в нашем городе показывает, что эта проблема давно стала остросоциальной. Причем настолько, что один из жителей Нижнего Новгорода даже предложил в соцсетях отказаться от поездок на маршрутках хотя бы на один день, чтобы перевозчики начали больше думать о безопасности людей. И нашлось немало тех, кто эту акцию решил поддержать…

А мы решили разобраться, почему происходит так много аварий? Кто и как контролирует безопасность пассажиров на транспорте? И, самое главное, станут ли поездки в маршрутках безопасными для нижегородцев?

Неутешительная статистика

По данным региональной Госавтоинспекции, за пять месяцев 2015 года в Нижнем Новгороде маршрутками совершено 6639 нарушений Правил дорожного движения. Из них 34 водителя управляли транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или отказались от тестирования на алкоголь. 16 человек возили людей, не имея прав на управление транспортом вообще или прав категории «Д». Инспекторы выявили на дорогах города 1135 технически неисправных маршруток, 118 из которых были к тому же незаконно переоборудованы.

За 5 месяцев произошло 59 ДТП с участием маршруток. Например, 23 июня 63-летняя женщина упала и получила сотрясение мозга в пассажирском автобусе ПАЗ, следовавшем по маршруту № 113, когда водитель резко затормозил. 17 июня маршрутка Т-19, не остановившись на запрещающий сигнал светофора, сбила молодого мужчину, идущего по пешеходному переходу. В середине мая восемь человек пострадали, когда маршрутка № 85 врезалась в столб при подъеме по Окскому съезду. В начале марта маршрутное такси Т-19 на пересечении улиц Большой и Малой Покровской наехало на 12-летнюю девочку, переходившую дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Девочка погибла.

Это лишь несколько трагических случаев за три с небольшим месяца! Очевидно, что нижегородцев они не могут не волновать. Но что могут пассажиры и пешеходы? Возможно, от отсутствия у населения реальных рычагов воздействия на маршруточников и возникла идея бойкота маршрутных такси в течение хотя бы одного дня.

Проверки на дорогах

Однако маршрутки находятся под постоянным контролем автоинспекции. Как отметил начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движении УГИББД МВД России по Нижегородской области подполковник полиции Игорь Михайлушкин, в 2015 году шесть раз проходила операция «Автобус». Во время рейдов по проверке общественного транспорта у водителей проверяли документы, техническое состояние автобусов и т. д.

Сотрудники дорожной полиции привлекли к ответственности за административные правонарушения 359 должностных и юридических лиц. В основном штрафы были выписаны за то, что на линию были выпущены транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, не прошедшие технический осмотр, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, а также имеющие неисправности, с которыми запрещена эксплуатация. Штраф за эти нарушения для должностных лиц доходит до 20000 рублей, а для юридических — до 50000 рублей.

Были оштрафованы и те руководители предприятий, кто не приобрел для своих автобусов ОСАГО. Жаль, что штрафы за это небольшие: от 500 до 800 рублей.

Всего же в этом году автобусы были проверены 11382 раза. Причем 282 раза совместно с управлением Государственного автодорожного надзора (ГАДН), где выдают лицензию на перевозки.

Как сообщили нам в Приволжском управлении ГАДН, только в 2015 году было выявлено 10 маршруток, которые колесили по дорогам Нижнего Новгорода без лицензии.

— Человек купил автобус, получил права, и не думая, что будет завтра, начал возить нижегородцев, — отметили там.

И в то же время в контролирующих ведомствах в один голос заявляют, что, несмотря на плачевную статистику, они не имеют права часто проверять предприимчивых перевозчиков. Есть Федеральный закон «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который предусматривает проводить проверки только один раз в три года.

Внеплановые проверки могут назначаться только по жалобам нижегородцев или после аварий, когда идет расследование, что послужило причиной ДТП.

Для перевозок нужна лицензия

Чтобы перевозить пассажиров, работая на регулярных маршрутах Нижнего Новгорода, нужна лицензия. Она выдается, если предприниматель собирается осуществлять пассажирские перевозки автотранспортом, в котором более восьми пассажирских мест. Выдает такую лицензию Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Чтобы получить лицензию, предприниматель должен предоставить в надзорный орган все документы, регламентирующие работу предприятия: устав, свидетельства о регистрации юридического лица, о постановке на учет юридического лица в налоговом органе и так далее. Также для получения лицензии необходимо предоставить документы на водителей, которые будут осуществлять перевозки. При этом водитель должен иметь водительское удостоверение категории «Д» и стаж работы не менее трех лет.

Смотрят в надзорном органе и на то, имеется ли у предпринимателя специальная стоянка для автотранспорта, где автобусы должны находиться в ночное время, технический персонал, который должен осматривать автобусы перед выходом в рейс, а также доступ к услугам медиков, которые проверят самочувствие водителей перед работой. Это необходимо для бесперебойной и безаварийной работы на маршруте.

При этом не обязательно, чтобы вся производственная база находилась в собственности предпринимателя. Владелец автобуса может заключить договор на стоянку автотранспорта, проведение предрейсовых медосмотров водителей и техническое обслуживание с компаниями, которые подобные услуги оказывают. Да и сами автобусы, на которых предприниматель, выигравший конкурс на муниципальный контракт, собирается перевозить людей, можно взять в аренду. Главное, чтобы квалификация и самочувствие водителей, а также техническое состояние автобусов соответствовали установленным требованиям.

Кстати, эти требования указаны не только в постановлении правительства № 280 от 2 апреля 2012 года, но и в муниципальном контракте на перевозку пассажиров.

Маршрутчики работают по договору

Для того, чтобы «встать» на какой-либо маршрут в Нижнем Новгороде, нужно сначала выиграть конкурс и заключить с городской администрацией на определенных условиях «договор на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения».

— Договор заключается на пять лет. Затем проводится новый конкурс, возможно, на новых условиях, они могут меняться в соответствии с тем, что нужно городу. Сейчас в требованиях к новым конкурсам мы обязательно хотим учесть как стаж, так и качество работы перевозчика, то есть отсутствие ДТП, — рассказывает заместитель директора департамента транспорта и связи городской администрации Михаил Моделкин.

В настоящее время, по словам Михаила Моделкина, основные требования по договору, который подписывает городская администрация с предпринимателями, соответствуют лицензионным. Муниципалитету важно, чтобы у перевозчиков имелась охраняемая стоянка для автобусов, было где их ремонтировать, а также проводить медосмотр водителей. Именно поэтому перед заключением договора специалисты департамента транспорта проверяют условия работы перевозчика.

— Мы с пониманием относимся к тому, что многие перевозчики арендуют производственную базу. Ведь иметь свою— удовольствие дорогое: люди в нее вкладываются годами, — объясняет Михаил Моделкин. — Да и процесс рождения качественного перевозчика — процесс долгий. Он не может появиться в одночасье. Люди десятилетиями работают, чтобы построить свою базу. В процессе работы предприниматель может сменить базу, но она также должна быть с механиком, медиком, охраняемой стоянкой. Чтобы иметь возможность контролировать работу перевозчиков, мы предложили им поставить видеонаблюдение. И эта новинка прижилась. Сейчас перевозчики в режиме реального времени показывают, как, например, водители проходят медосмотр.

А вот такие условия, как наличие новых автобусов, их единый цвет (оранжевый) и наличие униформы для водителей и кондукторов, которые планировала внести в договор городская власть, перевозчики не приняли. В этом их поддержали региональная антимонопольная служба и суд. Данный критерий отбора перевозчика пришлось отменить. А жаль.

«Фирменный стиль» дисциплинирует

Идея красить маршрутные такси, имеющие договор с администрацией, в оранжевый цвет — это вовсе не каприз городских властей, как и идея единой для всех водителей маршруток униформы. Форма дисциплинирует так же, как и «фирменный» внешний вид транспортного средства. Вряд ли стал бы лихачить водитель автобуса, оформленного в стилистике бренда Нижнего Новгорода или покрашенного в «фирменный» оранжевый цвет. Стыдно было бы.

Да и понять, лицензированная ли маршрутка возит пассажиров или «левая», по «фирменному» внешнему виду водителя и автобуса было бы проще. А ведь в этом тоже заключается безопасность пассажирских перевозок.

В результате всего 300 оранжевых автобусов «бегают» по городу из почти 1200 маршруток. А нижегородцы из-за этого до сих пор не знают, легальная их возит маршрутка или нет.

— В настоящее время наши полномочия ограничены договором, — отмечают в департаменте транспорта и связи. — Мы не можем вмешиваться в работу перевозчиков и диктовать им как работать. Таких полномочий у нас нет.

О культуре обслуживания

Отсутствие полномочий во многом определяет и то, что культура обслуживания не во всех маршрутках на высоте. Но и без форменной одежды для водителей маршруток на работе должен существовать определенный dress code. По словам Михаила Моделкина, перевозчик самостоятельно должен быть заинтересован в культуре обслуживания.

— Например, в муниципальном предприятии «Нижегородпассажиравтотранс» издали приказ, что допуск водителя на маршрут в сланцах, майках, шортах запрещен. На предприятии появилась форма: брюки и рубашка. Для тех, кто будет работать на новых автобусах, которые придут, также форму заказали. Теперь водитель муниципальных автобусов уже понимает, что надо одеваться культурно, иначе не выйдет на линию. На маршрутках подобных прецедентов пока нет.

Хотя, как отмечают в департаменте транспорта и связи, не все так плохо. Так, если раньше было много жалоб на «орущий» в салоне маршруток шансон, то сейчас подобные обращения практически прекратились.

— А вот курение — это бич, — говорит Михаил Моделкин. — Надеюсь, что постепенно мы эту проблему решим.

А ведь курение водителя во время движения маршрутки — это не просто неудобство для пассажиров. Отвлекаясь на сигарету, так же как и на телефон или продажу билетов, водитель ставит под удар безопасность пассажиров.

Понимая это, нижегородцы жалуются на отсутствие кондуктора в маршрутках. Однако, как отмечают в администрации города, федеральное законодательство этого от перевозчика не требует. И заставить предпринимателей иметь кондукторов на маршрутах в обязательном порядке администрация не можеттаков закон.

То же касается и русского языка. Закон не требует, чтобы водитель хорошо разговаривал по-русски.

— Если человек имеет право работать в России, его права принимаются, то претензий быть не может. На федеральном уровне таких требований нет, мы также не можем их устанавливать, — объясняет Михаил Моделкин. — Кроме того, сейчас приезжающие на работу в Россию мигранты должны в обязательном порядке сдавать экзамен по русскому языку.

А вот знание города, название улиц и расположение достопримечательностей на своем маршруте, наверное, стоило бы включить в перечень необходимых условий для работы перевозчиков. Мы ведь думаем о развитии туризма, о том, что в 2018 году к нам в город приедут тысячи людей со всего света. А вдруг кому-то нужно будет узнать у водителя маршрутки, на какой остановке выходить, чтобы добраться до стадиона, гостиницы или кремля? Может, стоит водителей автобусов, как в Сочи перед Олимпиадой, обучать не только русскому, но и английскому, французскому и другим распространенным в мире языкам?

Перевозчики официальные и неофициальные

В настоящее время на территории Нижнего Новгорода, по данным департамента транспорта и связи администрации города, действует 61 линия маршрутных такси, которые обслуживают 42 частных перевозчика. Их список можно найти на официальном сайте администрации Нижнего Новгорода http://www.admgor.nnov.ru/, в разделах «Город» — «Транспорт и связь».

Это официальные перевозчики, с которыми городская власть заключила договоры на выполнение регулярных пассажирских рейсов. У них имеется лицензия на перевозку пассажиров. А значит, они обязаны соблюдать все лицензионные требования. А их нарушение может грозить лишением лицензии.

Но, к сожалению, как уже упоминалось, в городе есть и нелегальные перевозчики, и их количество сложно определить. Например, если предприниматель закупил новые автобусы, поставил на учет в ГИБДД, а затем вывел на линию, не предупредив об этом городскую администрацию, то данные маршрутки будут для городской власти нелегальными, поскольку не заявлены в договоре на выполнение пассажирских перевозок. Однако для дорожных инспекторов и управления государственного автодорожного надзора эти автобусы будут вполне легальными. Ведь документы на транспорт есть, да и лицензия на перевозку пассажиров имеется.

— Нет единого понятия — нелегальный перевозчик, — отмечают в департаменте транспорта и связи городской администрации. — Если говорить, имеет ли предприниматель право работать в городе, то у него должна быть лицензия на право пассажирских перевозок и договор с администрацией города, выигранный на условиях конкурса. Для нас это легальный перевозчик, так как мы вправе работать только с перевозчиком, с которым заключен договор, и только на тех машинах, которые он указал в договоре. Если машина не включена в договор, она становится нелегальной для администрации города. Но никаких санкций к ней Госавтодорнадзор не применяет, поскольку у перевозчика есть лицензия.

С такими полунелегалами вопрос может решиться быстро: достаточно поставить новые машины на учет и внести дополнения к муниципальному контракту, в котором перечислены госномера новых автобусов.

А ведь еще есть и совсем уж нелегальные, можно даже сказать, дикие перевозчики, которые выходят на любой маршрут на свой страх и риск, точнее — на страх и риск тех нижегородцев, кто по незнанию воспользуется их услугами. В таких автобусах никто не сможет гарантировать пассажирам безопасной поездки, а в случае ДТП — выплаты страховки пострадавшим.

Эх, как бы тут пригодился тот самый «фирменный стиль» водителей и автобусов, который позволил бы отличить легальные маршрутки от «диких»!..

Любая поездка страхуется

Стоит напомнить, что с 1 января 2013 года вступил в силу закон № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». По этому закону каждый пассажир метро, автобуса, троллейбуса, трамвая и маршрутки автоматически страхуется на время поездки на приличную сумму. Ее максимальный размер на любом виде транспорта — 2 025 000 рублей (в случае смерти пассажира, тогда страховые выплаты получат его близкие).

На максимальную компенсацию могут рассчитывать также люди, которые в результате аварии стали инвалидами I группы, а также родители детей, ставших инвалидами после ДТП.

Имейте в виду, страховыми случаями считаются не только ДТП. Под страховым случаем подразумевается любой несчастный случай, который происходит с человеком или с его имуществом с момента посадки в общественный транспорт до прибытия в пункт назначения.

Кстати, если перевозчик не застраховался, а это в основном «дикие» маршруточники, то он обязан будет через суд заплатить сумму страховки из своего кармана. Только хватит ли на всех пострадавших у водителя, который выходит на маршрут «полевачить»?

Так что подумайте трижды, прежде чем сесть в подозрительную маршрутку. А уж если в салоне нет данных о заключенном договоре ОСАГО (дата заключения договора, его номер, название страховой компании, ее телефоны и т. п.), немедленно выходите из такого автобуса — от греха подальше!

Как изменить ситуацию…

В настоящее время в городской администрации разрабатывается транспортная схема, согласно которой до 2030 года будет построена единая маршрутная сеть. И любой пассажир, будь то льготник или нет, сможет по единому проездному билету ездить на любых видах транспорта, включая маршрутки.

Однако упор будет делаться на муниципальный транспорт: метрополитен, трамваи, автобусы. Он станет базовым, на его основе и будет развиваться маршрутная сеть, а маршруткам будет отдана второстепенная роль подвозящего к основным городским маршрутам транспорта.

Как отметили в департаменте транспорта и связи, уже сейчас человек, который много ездит по городу, может вообще маршрутками не пользоваться. Есть единый проездной на все виды городского транспорта (метро, трамвай, троллейбус, автобус), на котором можно доехать в любую точку города.

Такая транспортная схема — это дань требованиям ФИФА. Мировая федерация футбола заставляет территории, где будет проходить чемпионат мира, делать транспорт комфортным и доступным для всех.

— Мы продолжим наводить порядок в работе частных перевозчиков, — сказал глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов на одном из совещаний. — Совсем их убирать с маршрутов мы не будем. Это тоже неправильно, потому что без них не обойдется муниципальный транспорт. Но ужесточать требования безусловно будем.

Подготовила Светлана Муратова
Фото Алексея Манянина и из Интернета

  • 050 (995) 01.07.2015

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru