Синхронизация усилий
– Еще до недавнего времени было так: работа дорожных компаний, ДУКов и других организаций, ответственных за уборку дорог, не была синхронизирована, – рассказывает Андрей Житников,директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Нижнего Новгорода. – Могло быть так: дорожная компания убрала дорогу, потом сотрудники ДУКа счищали снег со своей территории, а валы скидывали на муниципальную территорию. То есть один и тот же объект приходилось убирать несколько раз. Мэр Юрий Шалабаев принял решение разработать маршруты уборки, чтобы таких ситуаций не происходило. Данные маршруты в каждом районе разработаны, утверждены и по ним идет работа. Сейчас все подрядчики знают свои участки и время, когда они убирают, и теперь усилия всех служб синхронизированы.
На начало февраля 2024 года из Нижнего Новгорода вывезли 1,5 млн кубометров снега — столько, сколько за всю предыдущую зиму.
Цикличный режим
Борьба со снегопадом начинается еще до того, как на город обрушится многократная норма осадков. В прошлые выходные Нижний снова завалило снегом. По регламенту, получив предупреждение о надвигающейся стихии, дорожники действовали на опережение. Цикличный режим снегоуборочных работ позволил избежать транспортных заторов на утро 19 февраля.
– Подготовка к предстоящему снегопаду была проведена с 15 февраля и активизирована в пятницу и выходные дни, – сообщил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства. – В субботу, когда снегопада еще не было, основные действия были направлены на обработку основных магистралей противогололедными материалами и уборку снежных валов на улично-дорожной сети города. Во время сильного снегопада в воскресенье комбинированные дорожные машины проводили прометание и обработку дорог, основная работа по уборке и вывозу снега была продолжена после снегопада в ночь на 19 февраля.
Во всех районах города сформированы звенья, состоящие из погрузчиков и самосвальной техники.
Магистрали и дворы
– Начиная с 2021 мы закупили 307 единиц коммунальной техники, в этом году закупаем еще 106 единиц с навесным оборудованием. Это самосвалы, грейдеры, гидродинамические машины, рециклеры. Сейчас прорабатываем вопрос по закупке малой механизации для уборки дворов и тротуаров, – сообщил Андрей Житников.
Перед тем как убирать центральные дороги, дорожники заранее выставляют предупреждающие знаки для автолюбителей, которые паркуются вдоль проезжей части. Не все прислушиваются и убирают авто, поэтому работать приходится совместно с ГИБДД и службой эвакуации.
А во дворах большие сложности дорожным службам создают «подснежники» – брошенные на улицах авто, которые за зиму превращаются в огромные сугробы. Машины, которые зимой не эксплуатируются, должны стоять на спецстоянках или парковках.
– Наши специалисты ежедневно вместе с сотрудниками ДУКов выходят в рейды по выявлению автомобилей, которые препятствуют механизированной уборке территорий от снега в установленные обнародованными графиками выполнения работ периоды. Физическим лицам в таких случаях грозит штраф в размере от 2000 до 4000 рублей, юридическим лицам – от 50 до 100 тысяч рублей, – сообщила заместитель начальника управления административно-технического и муниципального контроля администрации Нижнего Новгорода Оксана Широкова.
Центр города
Комплексным содержанием улиц Нижегородского района занимается муниципальное учреждение «Центр», созданное в 2021 году.
– В историческом центре своя специфика: узкие улочки, проезды, большая концентрация коммуникаций, много административных зданий и офисов, а значит, много припаркованного личного транспорта днем. Для более качественной уборки и содержания дорог в центральном районе города и было создано наше предприятие, – рассказал директор МБУ «Центр» Виталий Ковалев.
Автопарк «Центра» составляют 67 единиц техники. Это современные машины, которым не более 2 лет. Они позволяют качественно прометать дороги, делать обработку, делать точную дозировку противогололедных материалов.
Планируется наращивать объем малогабаритной техники.
– Практика показывает: когда зимой осадки выпадают равномерно, мы справляемся теми силами, которые у нас есть. Но когда идет залповый снегопад, возникают сложности с наведением порядка на тротуарах и межквартальных проездах. Малогабаритная техника позволит более оперативно убирать снежную массу.
Спуск – подъем – снова спуск
В плане уборки дорог в историческом центре есть и рельефные особенности: спуски и подъемы.
– Им мы уделяем особое внимание, чтобы избежать заторов. Например, на обычной автомагистрали зимой прометаем и обрабатываем дорожное полотно дважды в сутки, а на съездах – четыре раза за сутки. А в снегопад – и 6 и 7 раз в сутки, – рассказал Виталий Ковалев. – Еще одна особенность Нижегородского района – здесь много исторических строений, с кровли которых сходит много снега. Это большой дополнительный объем снега на тротуарах, который нам приходится вывозить.
Также в Нижегородском районе много туристических улиц, кварталов. Их также убирают в приоритетном порядке, чтобы жителям и гостям было комфортно здесь находиться.
Четыре района со своими нюансами
Муниципальное учреждение «Ремонт и эксплуатация дорог» – самое крупное в Нижнем Новгороде дорожное предприятие, обслуживающее 4 района: Автозаводский, Ленинский, Московский и Советский.
– Мы осуществляем уборку дорог, вывоз снега, посыпку дорожного полотна, очистку и ремонт системы ливневой канализации, ямочный ремонт, – рассказал его директор Валерий Трофимов. – Сейчас у нас 281 единица техники. Это комбинированные дорожные машины, самосвалы, грейдеры, погрузчики, снегороторы и т. д. Обновление идет каждый год. В прошлом году пришло 12 единиц специализированной техники и 14 единиц оборудования. В 2024 году планируется закупка средств малой механизации для уборки тротуаров, подходов к остановкам.
В каждом из четырех районов свои нюансы.
– Например, Автозаводский район застраивался позже, чем старый фонд Советского. Улицы на Автозаводе там прямые и широкие, убирать их гораздо проще, чем узкие извилистые улочки центра, да еще и заставленные личным транспортом, – объясняет Валерий Трофимов.
Под контролем жителей
Работу дорожников контролирует не только администрация города, но и жители.
– Нижегородцы обращаются в диспетчерскую службу, каждый звонок записывается, адрес фиксируется, – рассказывает Валерий Трофимов. – Работу выполняем, после этого сотрудники дорожного предприятия связываются с заявителем и отчитываются по заявке. Также есть платформа «Лобачевский», где жители оставляют заявки. Мы их отрабатываем и также отчитываемся на сайте с фото- и видеофиксацией.
Платформа «Лобачевский» начала работать в тестовом режиме с 2021 года. Она позволяет отслеживать работу коммунальной техники и сотрудников, занятых уборкой территорий, которые подчиняются муниципалитету, ДУКам и ТСЖ. На данный момент с помощью системы можно проконтролировать работу более 1 тыс. единиц спецтехники.
Делать город комфортнее
– У нас на предприятии трудится 631 человек, – говорит руководитель МБУ «Ремонт и эксплуатация дорог» Валерий Трофимов. – В связи с поступлением новой техники требуется увеличивать штат. Нам нужны водители, механизаторы, дорожные рабочие, мастера, слесари и другие специалисты. Ждем нижегородцев в наш дружный слаженный коллектив!
– Я хочу выразить благодарность сотрудникам «Центра» за их работу в круглосуточном режиме, – сообщил Виталий Ковалев. – У нас в компании сложился костяк профессионалов, но есть и открытые вакансии. Например, нужны водители-механизаторы, дорожные рабочие, техники и другие сотрудники. У нас официальное трудоустройство, полный соцпакет, средняя зарплата – 57 тысяч рублей. Ждем всех, кто хочет работать на благо города. Приходите, будем вместе делать наш город комфортнее!
Елена Крюкова
Фото Алексея Манянина