День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Первый за 20 лет «Метеор» спустили на воду

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/strategiya-zavtrashnego-dnya/pervyj-za-20-let-meteor-spustili-na-vodu#sigProGalleriaf0d8a86d0e
joomlamodniyportal.ru

На прошлой неделе для Нижнего Новгорода и Нижегородской области произошло знаменательное событие: на воду спустили головное судно на подводных крыльях «Метеор 120Р». Это первое новое судно марки «Метеор», выпущенное за последние 20 лет. Как развивается строительство скоростных судов в нашем регионе? Об этом в нашем материале.

Рождение «крыльев»

Первый «Метеор» был построен в Советском Союзе в 1959 году на заводе «Красное Сормово», где с начала Великой Отечественной войны трудился инженер-кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев. Еще в 1942 году ему были выделены ресурсы для проведения работ по созданию боевых катеров на подводных крыльях. А его Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ныне ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева) начинало свой путь со старого сарая и троих помощников.

Первый образец судна на подводных крыльях «А-4» был спущен на воду в заводской гавани осенью 1943 года. В 1946 году Ростислав Алексеев построил свой второй катер, развивавший скорость 87 км/ч. Год спустя был разработан очередной проект. Ростислав Евгеньевич мечтал построить судно, которое изменит представления о скорости.

В 50-х годах работами коллектива во главе с Алексеевым заинтересовалось Министерство речного флота. И вскоре Ростиславу Евгеньевичу выделили финансирование на постройку первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета» – на 66 человек. Его строительство началось летом 1956 года, а через год конструктор представил «Ракету» на суд мировой общественности. Первый пассажирский корабль на подводных крыльях был спущен на воду и своим ходом пришел в Москву в дни Международного фестиваля молодежи и студентов.

Как отмечается на сайте Государственной архивной службы Нижегородской области, конструкция «Ракеты» получилась очень удачной, можно сказать классической. Внешне она сильно напоминала первые наброски Алексеева, сделанные им еще в 1940-е годы. Причем все – от двигателя до последней заклепки в корпусе – было сделано из отечественных материалов.

Эра началась с «Ракеты»

– Когда 25 августа 1957 года это судно преодолело 420 км – расстояние от Горького до Казаниза семь часов, многие специалисты отказывались в это верить, – пишет начальник отдела комплектования и использования документов О. С. Емельянова. – Еще больше все удивились цене билетов на «Ракеты»: она оказалась лишь немного выше, чем на обычное водоизмещающее судно.

По ее словам, популярность «Ракет» росла, а заводы наращивали темпы выпуска таких судов. Стало понятно, что идея Ростислава Алексеева, от которой многие профессора и специалисты некогда рекомендовали ему отказаться, оказалась именно тем, что так давно нужно было стране.

После триумфального возвращения корабля в город Горький «Ракета» была принята в состав Волжского объединенного пароходства и начала регулярно перевозить пассажиров по маршруту Горький – Казань. 9 сентября 1958 года по решению Министерства речного флота РСФСР было заложено первое серийное судно на подводных крыльях типа «Ракета». С этого памятного дня и началась эра крылатых судов.

На следующий год было спущено на воду судно вдвое большей пассажировместимости – на 124 человека. Назвали речной теплоход на подводных крыльях «Метеором». Он также, как и «Ракета», предназначался для скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 600 км. «Метеор» был в длину 34,6 метра, в ширину – 9,5 метра. Мог развивать скорость 65 км/час.

Всего таких судов было произведено больше 400. Они стали востребованы и эксплуатировались во многих регионах Советского Союза, а также поставлялись на экспорт. В конце 90-х серийное производство их было прекращено.

После «Метеора» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях спроектировало морской теплоход под названием «Комета». Также там были созданы катера «Волга», «Спутник», «Буревестник», «Восход» и другие. Всего к 1990-м годам было создано порядка трех тысяч судов на подводных крыльях, некоторые из которых до сих пор бороздят просторы нашей Родины. А имя Ростислава Алексеева стало визитной карточкой города Горького.

«Метеор» уйдет в Югру

Спуск третьего поколения судов на подводных крыльях прошел в деревне Кузнецово Чкаловского района, где расположена современная компактная верфь ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева. На ней было построено первое из двух скоростных пассажирских судов – «Метеор 120Р», которые уйдут эксплуатироваться в Ханты-Мансийский автономный округ. По словам губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Натальи Комаровой, о строительстве двух «Метеоров» с Центральным конструкторским бюро имени Р. Е. Алексеева они договорились в 2019 году, когда спускали на воду первые «Валдаи», которые теперь тоже работают в Ханты-Мансийском автономном округе.

– Отличительная черта нашего края – наличие большого количества водоемов, сотни тысяч водных объектов, включая такие великие реки, как Иртыш и Обь. В нашем регионе есть труднодоступные поселения, в которые сезонно можно добраться только водным транспортом. Сегодняшний «Метеор» мы зачисляем на службу югорчанам. Соглашение о постройке и поставке двух теплоходов «Валдай 45Р» с Центральным конструкторским бюро имени Р. Е. Алексеева мы подписали в 2018 году. В 2019 году, когда спускали на воду «Валдаи», договорились о строительстве «Метеоров». Также начали прорабатывать вопрос создания плавучей поликлиники, – сказала на церемонии спуска судна на воду Наталья Комарова.

Кстати, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и стала «крестной матерью» нового судна. Она при помощи работников предприятия разбила о борт «Метеора» бутылку шампанского, как предписано традицией. Как отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, спуск на воду нового судна «Метеор 120Р» – это знаковое событие для всего отечественного судостроения, но в особенности для Нижегородской области.

– Именно в нашем регионе были разработаны суда, ставшие легендой всей страны и прославившие имя конструктора Ростислава Алексеева, – напомнил Глеб Никитин. – Раньше мы могли только мечтать о возобновлении серийного выпуска судов на подводных крыльях, а сегодня это реальность: спущено на воду уже 11 «Валдаев», они курсируют в трех регионах России, в том числе в Нижегородской области открыта навигация по шести направлениям. Уже есть планы дальнейшего развития направления судов на подводных крыльях.

Развитие благодаря господдержке

На торжественном мероприятии отметили, что возродить отрасль судов на подводных крыльях удалось во многом благодаря государственной поддержке. В частности, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации помогает судовладельцам обновлять пассажирский флот через программу лизинга морских и речных гражданских судов «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013−2030 годы».

– Сегодня, в том числе благодаря госпрограмме лизинга морских и речных судов, есть понимание, как направление по судам на подводных крыльях будет развиваться в ближайшие годы. Будем работать над тем, чтобы все запланированное получилось, ведь судостроение – настоящая гордость Нижегородской области! – сообщил заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Саносян.

По его словам, убрать издержки на предприятии помогает национальный проект «Производительность труда». Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева стало одним из первых его участников. Результат – увеличение объема производства судов «Валдай» с четырех до шести в год. К 2022-му предприятие планирует выйти на производительность в семь «Валдаев» и один «Метеор» в год.

– Центральное конструкторское бюро Алексеева всегда славилось своим научным потенциалом и проектами скоростных судов, не имеющих мировых аналогов. Уверен, что «Метеор 120Р», как и его предшественника, ждет достойное будущее, – сказал Андрей Саносян.

Сплетение традиций и инноваций

Как заявил на церемонии спуска на воду судна Андрей Саносян, «Метеор 120Р» – это совершенно новое переосмысленное видение модели, отвечающее требованиям времени по дизайну, безопасности и комфорту.

– «Метеор 120Р» – симбиоз лучших традиций конструкторской школы Ростислава Алексеева и инновационных инженерно-технических решений: крыльевая схема нового поколения, позволяющая судну развивать крейсерскую скорость до 80 км/ч, сохраняя при этом комфорт для пассажиров, современные материалы корпуса, интегрированная система управления судном с применением искусственного интеллекта, служащая безопасности судовождения, – рассказал о преимуществах нового пассажирского судна председатель совета директоров – генеральный конструктор АО «ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева» Георгий Анцев. – Это «интеллектуальный» теплоход с современным комфортабельным салоном, климат-контролем, мультимедийными системами, прекрасным панорамным обзором и кафе-баром в кормовой части.

«Метеор 120Р» рассчитан на перевозку 120 человек на расстояние 600–700 км. Длина судна – почти 36 метров, а ширина – около 10 м. Средняя скорость хода судна – 65 км/ч, максимальная продолжительность рейса – 8 часов.

Обновленный теплоход оснащен иностранными двигателями MAN, которые успешно показали себя во время эксплуатации на «Валдае 45Р». Однако разработчики судна уточнили, что «Метеор 120Р» может быть оборудован и двигателями отечественного производства с аналогичными характеристиками. Судно имеет самый низкий расход топлива среди скоростных пассажирских судов, а от предшественника сохранил неприхотливость в эксплуатации.

Ставка на туризм

Как сообщил на торжественном мероприятии Георгий Анцев, в настоящее время емкость рынка «Метеоров» оценивается в 120–150 судов. Увеличить ее может совершенствование программы льготного лизинга и развитие туризма в регионах России.

По данным пресс-службы губернатора и правительства региона, гражданское судостроение в Нижегородской области в последние годы развивается серьезными темпами. В этой отрасли занято около 20 предприятий, на которых трудится примерно 10 тысяч человек. Нижегородские судостроительные компании стабильно набирают и успешно выполняют новые заказы. Крупнейшие предприятия отрасли обеспечены заказами до конца 2022 года, что свидетельствует о востребованности и высоком качестве их продукции.

Истоки творчества

Кстати, спуск на воду скоростного судна на подводных крыльях «Метеор 120Р» почти совпал по времени со стартом 42-й Всероссийской парусной регаты спортивных крейсерских яхт «Кубок Р. Е. Алексеева». Регата проходит с 7 по 14 августа. Гонки стартовали 8 августа в яхт-клубе «Белая речка» в акватории Горьковского водохранилища.

Как считает дочь великого конструктора Татьяна Ростиславовна Алексеева, у истоков всей творческой деятельности ее отца стоял парусный спорт. Если бы великий конструктор не начал заниматься парусным спортом и так близко не познакомился со стихиями воды и ветра, он не стал бы изобретателем скоростного флота – так сейчас называют суда на подводных крыльях и экранопланы. На яхтах он уловил те тонкости, те нюансы, которые потом использовал в своей инженерной деятельности.

– Парусный спорт – это тот фундамент, на котором основана вся творческая инженерная деятельность Ростислава Евгеньевича Алексеева, – сказала его дочь на открытии юбилейной, 40-й регаты. В ней участвовал, да и в начавшейся участвует, внук Ростислава Алексеева Глеб Сулоев, тоже яхтсмен, мастер спорта, многократный победитель и призер всероссийских и международных соревнований по парусному спорту. Под парусом ходят и его дети, правнуки создателя скоростного флота. Они продолжают начатое своим великим предком.

Дарья Светланова

Фото Александра Воложанина и автора 

  • 065 (1687) 11.08.2021

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru