День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Разбираемся с долгами

По данным Центробанка, долги россиян достигли исторического максимума. В то же время, как отмечают в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ), в июне средний размер выданных потребительских кредитов также рекордно вырос, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – больше чем на 40 процентов. Что делать, если вы залезли в долги, а их уже передали коллекторам? Об этом в нашем материале.

Не враг, а друг

– Коллектор может решить проблему долгов, – считает директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин. – Надо спокойно с ним договориться и с существенным дисконтом и рассрочками долг погасить. Это выгодно двум сторонам.

По мнению руководителя профессиональной ассоциации, если долги человека выкупил профессиональный коллектор – это в каком-то смысле счастье, потому что от нервных кредиторов, которые хотели выбить из него долги любым способом, он попал к спокойным людям. И есть случаи, когда человеку помогали устроиться на более оплачиваемую работу, чтобы он сумел погасить кредит.

– Если внимательнее присмотреться к историям о хулиганах, когда кто-то разрисовал дверь, звонил ночью – это, как правило, все кредиторы. Им некогда ждать, пока человек сам сможет выплатить долг, нет времени договариваться, – заметил Борис Воронин.

Коллектор же, по его словам, связан правилами и вынужден разбираться в каждой ситуации. Например, если заемщик не мог платить во время пандемии, то коллекторские агентства в связи с принятием закона о кредитных каникулах списывали часть просроченной задолженности, договаривались с кредиторами (банками или микрофинансовыми организациями), чтобы человеку предоставили индивидуальные условия погашения задолженности.

Нюансы общения

– Если у физического лица нет возможности погасить просроченную задолженность или соблюдать ранее согласованный график платежей, надо обратиться в коллекторское агентство, и ему обязательно помогут, – сказал Борис Воронин.

Он рассказал, что коллекторское агентство обязано состоять в реестре Федеральной службы судебных приставов. Тогда оно имеет все законные основания вести деятельность по взысканию. И на взаимоотношения с должником накладываются определенные обязательства. Так, коллектор имеет право встречаться с ним лично не более одного раза в неделю, звонить не чаще двух раз в неделю, отправлять СМС не более четырех раз в неделю. Причем законом определено время: по будням – с 8 до 22 часов, по выходным – с 9 до 20 часов.

Не допускается оказывать психологическое давление, наносить вред имуществу, использовать ненормативную лексику, угрожать и вводить в заблуждение по поводу суммы долга. А если человек не хочет его возвращать, то коллектор подает в суд.

Если заемщик столкнулся с нарушением со стороны коллекторского агентства, банка или микрофинансовой организации, то можно пожаловаться в саморегулируемую организацию «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА) – http://zhaloba.napca.ru/. Обращение рассматривает специально созданный комитет, который анализирует сложившуюся у человека ситуацию и дает рекомендации.

Полезные советы

Борис Воронин посоветовал не брать кредит для погашения другого кредита, поскольку это еще больше загоняет в долги. По возможности не пользоваться кредитом под залог квартиры, чтобы без нее не остаться. А если закредитованность высокая, то использовать такой механизм, как собственное банкротство, после которого больше не придется общаться с кредиторами и коллекторами, а долг перестанет расти.

По словам директора Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, надо очень тщательно выбирать кредит, сравнивать условия в нескольких банках или микрокредитных организациях.

– Если один банк готов дать вам кредит, значит и другие банки с радостью выдадут, но надо сравнить их условия, – считает Борис Воронин. – Выбирая кредит или заем, почитайте отзывы о кредиторе, и вы сразу поймете, с кем имеете дело. Не стесняйтесь «эксплуатировать» банкиров – пусть они распечатают вам договор (скажите, что только прочитав его готовы подписать), а потом откажитесь его подписывать, если вас не устроит полная стоимость кредита (этот показатель помещен в рамку в самом верху первой страницы договора). Если проценты там заметно выше, чем ставка, которую вам называли раньше, значит вас обманывают!

До подписания договора необходимо уточнить и график платежей. Потянете ли вы размер переплаты и ежемесячный платеж?

– Не соглашайтесь на навязываемые услуги, четко от них отказывайтесь, – заметил эксперт. – При оформлении кредита в офисе банка хорошо бы использовать телефон как диктофон, а при оформлении онлайн кредита стоит сделать копии экрана с выбранными услугами.

По его мнению, доверять сотрудникам банка – это ошибка, поскольку их премия зависит не от «полезности советов», а от количества денег, заработанных на клиентах банка, в том числе от числа навязанных услуг. Один из примеров – страховка для заемщика на случай потери трудоспособности и невозможности выплачивать кредит. В ней написано, что долг гасит страховая компания, но в разделе «исключения» несколько десятков ситуаций, когда страховка не действует. В итоге заемщик, лишившись здоровья и оплатив страховку, все равно должен выплатить кредит с процентами.

Как выбирают кредит

Кстати, аналитический центр НАФИ провел исследование, как россияне выбирают кредиты. Оказалось, что, выбирая кредитное предложение, они, как правило, обращаются к одному-двум источникам информации. Причем наиболее «любознательны» потенциальные заемщики, желающие оформить кредит на покупку жилья или автомобиля.

Согласно опросу, половина потенциальных заемщиков (48 процентов) при выборе кредита рассматривают несколько предложений от разных финансовых организаций. 24 процента – ориентируются на первоначально полученное предложение всего от одной компании и не ищут других вариантов. 12 процентов сограждан выбирают из нескольких вариантов предложений, но также в одном банке.

Причем решающим фактором при выборе кредита для 30 процентов россиян, как отмечают в НАФИ, становятся консультации сотрудников банка. 24 процента – информацию о нем ищут в интернете. А чуть больше 20 процентов – принимают решение, ознакомившись с рекламным буклетом в банке. В меньшей степени респонденты ориентируются на собственный опыт и на рекомендации знакомых. При этом, когда речь идет о рекомендациях, больше доверяют друзьям и знакомым, не работающим в финансовой сфере.

– Максимальное число источников информации при выборе кредитных предложений используют потенциальные заемщики, планирующие оформить кредит на покупку недвижимости или автомобиля либо кредитную карту, – сообщили в НАФИ. – Россияне, желающие получить потребительский кредит наличными, чаще других ориентируются в своем выборе на собственный опыт, то есть обращаются в организации, услугами которых уже пользовались.

Дарья Светланова

Фото из открытых источников

  • 059 (1681) 21.07.2021

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru