Делать покупки товара в интернет-магазинах – это выгодно, но, к сожалению, небезопасно. Ведь доказать свои права и вернуть деньги за товар ненадлежащего качества электронному покупателю часто было сложно. И, надо сказать, некоторые недобросовестные продавцы пользовались этим пробелом в законе. Так было до недавнего времени, пока не вступил в силу федеральный закон, защищающий права покупателей в интернет-магазинах.
Правовая сфера расширилась
Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”» вступил в силу 1 января. Он защищает права потребителей, которые приобретают товары или услуги на электронных площадках. Теперь в сферу правового регулирования отношений входит деятельность тех хозяйствующих субъектов, которые получили законодательное определение «владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (владелец агрегатора)».
Они заняли новую нишу в сегменте электронной торговли (в виде интернет-платформ, агрегирующих информацию о товарах и услугах с целью их поиска, выбора, сравнения и приобретения). До принятия указанного документа какой-либо специальной ответственности перед потребителями в рамках законодательства о защите прав потребителей фактически не существовало.
Только достоверная информация
Благодаря новому закону в правовом поле нашей страны теперь существует «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)». Владельцы этих сервисов теперь обязаны предоставлять на своих сайтах потребителям информацию о себе и продавце (исполнителе), а также обо всех произошедших в такой информации изменениях. Продавцы, в свою очередь, теперь обязаны сообщать потребителю и агрегатору достоверную информацию о себе и также размещать ее на своих сайтах.
Так что теперь, если потребитель несет убытки из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце, агрегаторы должны будут их возместить. Исключения есть: если агрегатор не изменял информацию о товаре (услуге), то убытки должен будет возместить продавец или исполнитель услуги.
Законом определены случаи, в которых агрегатор по желанию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара или услуги. Это касается ситуаций, когда товар не доставлен в срок, а потребитель в связи с этим направил продавцу уведомление об отказе от них и сообщил об этом агрегатору. В возврате такой предоплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит агрегатору подтверждение о передаче товара потребителю.
Нарушителей стало меньше
Вступление в силу закона – один из этапов в процессе реализации утвержденной правительством РФ в 2017 году Стратегии государственной политики Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей на период до 2030 года. Защита прав потребителей в сфере электронной коммерции – одна из приоритетных задач стратегии.
Кстати, по данным организации «Общественная потребительская инициатива», в конце 2018 года, то есть буквально накануне вступления закона в силу, количество интернет-магазинов с недостоверным наименованием или юридическим адресом уменьшилось на 38–41%. Более четверти электронных магазинов, у которых раньше отсутствовала информация об адресе или названии, поспешили эти данные предоставить. А количество интернет-продавцов, не принимающих банковские карты или увеличивающих цену при оплате картой, сократилось почти наполовину.
Подготовила Елена Шаповалова
Фото из архива редакции