День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Мошенники в роли операторов

В настоящее время операторов связи обязывают иметь актуальные паспортные данные в договоре с абонентами. Пользуясь этой темой, мошенники пытаются выудить одноразовые пароли, чтобы войти в личный кабинет жертвы. Как обезопасить себя?

«Привязка» к клиенту

По закону «О связи» мобильные операторы обязаны проверять, кто на самом деле пользуется номером телефона. Это необходимо для борьбы с телефонным мошенничеством, которое захлестнуло страну. Часто мошенники оформляют телефонные номера, с которых звонят, на подставных лиц. Имеются россияне (их называют дропперами), кто за плату предоставляет свои банковские и персональные данные. Они продают свои карты и номера злоумышленникам.

Кроме того, до 2018 года сим-карту можно было купить на улице, с рук. Карты оформляли на любого желающего, даже без документов. Все это мешает вести расследования против мошенников. Например, выходит следствие на владельца номеров, с которых недавно звонила «служба безопасности банка». И выясняется, что человек уже несколько лет как умер. Мошенники остаются безнаказанными.

Чтобы изменить ситуацию, были внесены изменения в федеральный закон «О связи», они вступили в силу с 2018 года. Теперь операторы обязаны проверять достоверность персональных данных – ФИО клиента, дату рождения, реквизиты паспорта, информацию о месте жительства – своих абонентов. Если фамилия изменится, в течение 60 дней ее нужно сообщить своему оператору мобильной связи.

Можно ли не ответить на запрос о подтверждении данных? По истечении 15 дней, если информация не предоставлена, оператор вправе отключить связь. Еще через полгода – и договор будет считаться расторгнутым, а номер может быть передан новому абоненту. Подтвердить свои персональные данные можно как в салоне связи, придя туда с паспортом, так и через портал госуслуг.

 

Звонок от оператора

Но, как известно, аферисты отслеживают все нововведения и стараются на этом заработать. Теперь они звонят и представляются сотрудником вашего оператора сотовой связи. Говорят, что необходимо продлить договор на мобильную связь, а иначе отключат телефон. Причем для подтверждения своей личности никуда не надо идти, достаточно прочитать звонящим код из СМС, который придет на мобильный телефон.

На такую схему развода попался один из нижегородцев. На деле код из СМС, по его словам, оказывается подтверждением входа в личный кабинет госуслуг. Но злоумышленники сразу оформлять займы и микрокредиты, продавать квартиру не «побежали». Успеется! Они организовали сложную многоходовку.

Для начала они поменяли контрольный вопрос и на его месте сделали запись: «Ваша учетная запись временно заморожена в связи с подозрительной активностью». Далее написали номер телефона, на который нужно позвонить. В результате человек, зная, что у него проблемы со входом в личный кабинет госуслуг, позвонил на указанный номер и снова попал в лапы мошенников, которые продолжали его обрабатывать.

Как рассказал главный герой этой истории, обман был сорван на этапе оформления кредита. До него дозвонились родственники и стали спрашивать, как у него дела. Когда он сообщил о проблемах с личным кабинетом, понял, что все это время аферисты его разводили. Он вовремя прервал с ними общение.

 

Маркеры обмана

Специалисты советуют никогда, никому и ни при каких условиях не говорить коды из СМС, даже если вам кажется, что это безопасно. Только мошенники требуют поучаствовать в «спецоперации по разоблачению мошенников». Если вам заявляют: «На Вас сейчас оформляют кредиты» или «Есть заявка, Вам уже одобрен кредит», – бросайте трубку. Так аферисты стараются ввергнуть свою жертву в панику, чтобы начать ею управлять.

Часто обманщики делают вид, что переключают звонок на специалиста Банка России (или Центробанка). Но надо понимать, что регулятор не взаимодействует с физическими лицами. И если вы туда не отправляли никакого обращения, то вам оттуда никто не будет звонить!

Аферисты натравливают своих жертв на банковских сотрудников. Мошенники говорят: «Вы – участник спецоперации по поимке банкиров-преступников. Запоминайте их имена на бейджах». Более того, имеются случаи, когда поверившего человека заставляют поджигать офис банка, толкая тем самым на преступление. Все эти действия – это маркеры, что человек находится под воздействием обманщиков.

Как узнать о кредите

Если вы все же волнуетесь, что на вас действительно взяли кредит, сделайте запрос в бюро кредитных историй. Банки обязаны туда сообщать информацию обо всех кредитах, которые вы или на вас когда-либо брали. Чтобы узнать, в какие бюро кредитных историй банки передали ваши данные (а на территории России действует несколько бюро кредитных историй), проще всего запросить перечень через личный кабинет госуслуг. Услуга предоставляется Банком России.

Далее надо будет зарегистрироваться на сайте бюро кредитных историй и запросить свою кредитную историю. Два раза в год она предоставляется бесплатно. Причем у некоторых бюро существует услуга, когда они присылают сообщение, если на вас поступает информация о кредите.

И оспорить его

– При наличии в кредитной истории информации о займах (кредитах), которые вы не получали, рекомендуем оспорить ее содержание, подав в бюро кредитных историй (БКИ), в котором хранится ваша кредитная история, заявление о внесении изменений и (или) дополнений в нее, – сообщили в Банке России.

В течение 20 рабочих дней со дня получения заявления БКИ проводит проверку полученной информации. Для этого, в свою очередь, делает запрос в кредитную организацию, где выдали на вас кредит. После этого письменно сообщает вам о результатах рассмотрения заявления. Если эти результаты вам не понравятся, оспорить их можно в суде.

Узнав, какая организация выдала на ваше имя кредит, который вы не получали, можно заявление об оспаривании информации, внесенной в кредитную историю, отправить туда. Банк или МФО обязаны в течение десяти рабочих дней либо подтвердить вам сведения, которые они внесли в кредитную историю, либо убрать кредит.

Дарья Светланова

Фото из открытых источников

Кстати

Усилить защиту людей от кибермошенников и повысить финансовую ответственность банков позволит закон, предусматривающий введение двухдневного «периода охлаждения» при переводах на подозрительные счета. Банки будут обязаны приостанавливать на два дня денежные переводы на счет получателя, информация о котором содержится в базе данных Банка России, и информировать об этом клиента. За это время отправитель сможет обдумать, нужно ли совершать такой перевод, и отменить его. Закон вступит в силу 25 июля 2024 года.

Важно

Восстановить доступ к личному кабинету на госпортале можно с помощью банков – партнеров госуслуг. Их список можно найти на официальном сайте в разделе «Помощь». Также можно обратиться в ближайший центр обслуживания клиентов – это МФЦ, отделения соцзащиты, ЗАГСы и так далее. Перечень можно найти по адресу map.gosuslugi.ru/?layer=co&filter=rcr



  • 107 (1965) 22.11.2023

Свежий номер

Свежий номер

036 (2013) 03.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru