День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Карточные «страдания»

Все больше нижегородцев расплачиваются в магазинах, кинотеатрах, кафе и других местах банковскими картами. Это удобно! По данным Волго-Вятского ГУ (ВВГУ) Банка России, безналичные операции составили 65% общего объема операций на рынке. Но что делать, если карта потерялась или ее украли? И можно ли вернуть деньги, если кто-то успел их снять?

Когда блокировка неизбежна

Если, придя в магазин, вы вдруг не обнаружили карту там, куда обычно кладете, первое, что надо понять, – забыли вы ее дома или она украдена. Алгоритмы поведения в данном случае будут совершенно разными. Если у вас нет сомнения, что карта потеряна или украдена, то ее нужно как можно быстрее заблокировать.

Сделать это можно разными способами. Например, через онлайн-банк, если приложение установлено на телефоне. Там есть опция заблокировать карту. Или войти в личный кабинет на сайте банка, выдавшего карту. Правда, интернет-банкинг также должен быть подключен.

Еще простой способ – позвонить по телефону горячей линии. Узнать его можно через интернет, который у многих имеется в телефоне. Ведь карта, где стояли контакты банка, утеряна. Некоторые банки предоставляют услугу блокировки через SMS. Но есть ли она, лучше уточнять предварительно. И не забудьте спросить, какие кодовые слова нужно использовать.

Если ни один из вышеназванных способов не подошел, придется идти в отделение банка. Там вас попросят показать паспорт, а затем – написать заявление.

Даже после блокировки карты можно пользоваться деньгами на счете, к которому она была прикреплена. Только для их снятия надо будет прийти в банк.

А может, найдется…

Если картой вы пользуетесь нечасто, а, например, только снимаете деньги после зарплаты, то легко забыть, куда вы ее положили. В этом случае можно ее временно заблокировать до момента, когда найдется. Есть ли такая услуга – надо спросить в банке, выпустившем ее. Плюс – не придется тратить время и деньги на перевыпуск новой карты.

У некоторых банков имеется услуга нулевого лимита по любым операциям. Карта вроде бы активна, но ею ничего нельзя оплатить, а также перевести деньги на другой счет. Установить его, если, конечно, подобная услуга предоставляется, обычно можно через мобильное приложение, онлайн-банк или через оператора горячей линии. Так что спрашивайте!

Но если карта так и не найдена, а вы хотите сохранить счет, к которому она была привязана, то кусочек пластика придется перевыпустить. Плата – от 100 рублей, сроки – от 1 до 10 дней в зависимости от банка. Подать заявку можно как в отделении банка, так и через онлайн-банк. Новая карта будет привязана к прежнему счету, но номер и ПИН-код у нее будут новыми.

Так же надо будет поступить с утерянной кредитной картой, особенно если вы ею пользовались и образовалась задолженность. Пока нет карты, платежи придется вносить, посещая отделение банка, либо каким-то другим способом, оговоренным договором.

Если деньги украли

Шанс вернуть похищенное все же имеется. Для этого нужно не позднее следующего дня после того, как получите от банка уведомление об операции, обратиться в банк и написать заявление о несогласии с операцией. Специалисты советуют: копию заявления с отметкой, что банк его принял, сохранить у себя. Заявление нужно писать и в полицию: ваша информация, возможно, поможет быстрее вычислить и поймать преступников.

Но деньги вам финансовая организация вернет не сразу. Сначала она проверит, нарушали вы или нет правила безопасности при использовании карты. Служебное расследование, если мошенники действовали на территории России, длится по закону максимально 30 дней. Если операция была международной – 60 дней.

Если банк убедится, что вы не нарушали правила использования карты и при этом опротестовали операцию вовремя, вам вернут деньги. Если самостоятельно сообщили данные карты или хранили вместе с ней ПИН-код, – деньги не вернут.

По данным регулятора

По данным Центрального банка (ЦБ) России, в 97% случаев под воздействием методов социальной инженерии люди самостоятельно отдавали злоумышленникам номера карт, коды и другие данные, необходимые для вывода средств. У мошенников хватает фантазии получить информацию даже тогда, когда человек подозревает, что его разводятна деньги.

Жертвами становятся уже не только пожилые люди, а вполне финансово грамотные россияне от 30 до 45 лет. Как заметил в интервью «Известиям» заместитель начальника департамента информационной безопасности ЦБ Артем Сычев, это основная аудитория мошенников, причем около 65% в ней занимают женщины.

– Старшее поколение перестало покупаться на сообщения вроде «Мама, я попал в беду, кинь деньги сюда» или «Вам положена компенсация, дайте номер карты». Техники, которые были направлены исключительно на этот возраст, очевидно, стали приносить меньше дохода злоумышленникам, – сообщил Артем Сычев. – Но мошенники придумывают все новые и новые схемы.

Жесткая статистика

В октябре Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) обнародовал отчет, где подсчитал, что в соответствующие структуры для блокировки отправлена информация о 4936 телефонных номерах, задействованных в мошенничестве. Это в 39 раз больше, чем годом ранее!

Типичная схема такова: преступники звонят потенциальной жертве и, представившись сотрудником банка, сообщают, будто ее деньги на карте «в опасности». Для перевода средств на «безопасный» счет жертва должна назвать пришедший в SMS код. На самом деле данный код подтверждает перевод денег на карту злоумышленника.

Более того, в первом полугодии 2019 года специалисты обнаружили на черном рынке порядка 13 тысяч предложений купли-продажи данных россиян. Причем отмечается, что главным источником утечек банковских и персональных данных являются не кредитные организации – на их долю приходится всего 12%, – а сами пользователи, которым нравится использовать современные технологии.

С сентября 2018 года по август 2019-го ФинЦЕРТ инициировал блокировку 9,8 тысячи фишинговых доменов. Это почти в четыре раза больше, чем за предшествующий отчетный период. Из них были заблокированы 85%. Около 2/3 доменов было зарегистрировано за рубежом.

И помимо клиентов банков на удочку фишеров попадаются также сотрудники. Как правило, им приходят фишинговые письма с вредоносным вложением. На долю инцидентов по вине сотрудников (как случайных, так и злонамеренных) приходится 70% от всех утечек из финорганизаций.

Суд в помощь

Кстати, если банк согласился вернуть деньги, но затягивает с выплатой, специалисты советуют обращаться в суд. Но перед этим напомнить о возврате украденной суммы. Срок, как правило, указывается в договоре с банком, но можно держаться Гражданского кодекса, по которому обязательства выполняются в течение семи дней.

Так же стоит поступить, если вы знаете, что в произошедшем инциденте нет вашей вины, а банк в выплате денег отказал. В таком случае требуйте от банка письменный отказ с обоснованием, почему он не соглашается вернуть деньги. А если доводы окажутся неубедительными, защищайте свои права.

Дарья Светланова

Фото из Интернета

Использована информация сайта fincult.info 

  • 100 (1492) 13.11.2019

Свежий номер

Свежий номер

013 (1523) 19.02.2020
Все видео


Партнеры


gosu

© 2020  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru