Гайда, сампогна и мюзет
Балалайка, гармонь, гитара, фортепиано – все эти инструменты популярны и широко известны в нашей стране. А вот что за инструмент такой волынка?
Это традиционный духовой музыкальный инструмент, распространенный в некоторых европейских странах. А в Шотландии это главное национальное достояние. Волынка – это мешок из воловьей, козьей или телячьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитый наглухо и снабженный сверху трубкой для наполнения меха воздухом. Внизу прикрепляется также одна, две или три игральные язычковые трубы, клавиши и ступки. Они служат для создания многоголосия.
Откуда взялось это название? По одной из версий, оно происходит от украинского региона Волынь, куда инструмент пришел из Румынии.
– Волынка – один из древнейших музыкальных инструментов, ее история насчитывает не одно тысячелетие, – рассказывает нам Георгий Певцов. – У нее доступное и незамысловатое устройство: кожаный бурдюк и деревянная трубка – это все, что необходимо для простейшего извлечения звука. Волынка нашла отражение в самых древних документах: в летописях, старинных манускриптах, на фресках, барельефах и статуэтках. Самый древний экземпляр был найден при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер и датируется 3000 годом до нашей эры.
Начиная со средних веков волынка становится суперпопулярной в Европе. И в разных странах называется по-разному. Во Франции – мюзет, в Болгарии – гайда, в Италии – зампогна, осетинская волынка – лалым-уадындз, а ирландская – иллян пайпс. Звук у волынки очень громкий и слышно ее издалека. А во время игры на волынке звук мелодии не прерывается.
– И еще одно интересное наблюдение, – делится с нами Георгий. – В русском языке слово «волынка» имеет негативный окрас, означает что-то вредное, медлительное, затягивание какого-нибудь дела, неторопливость в работе. Но звук у этого удивительного инструмента все-таки чрезвычайно красивый!
Играть в ансамбле одному
Сам Георгий играет на волынке уже семь лет. Мог бы начать и раньше, только в Нижнем Новгороде педагогов по этому инструменту в те годы днем с огнем не найдешь.
– Родители говорят, что я года в четыре услышал звук этого инструмента, тут же бросил все свои игрушки, уселся перед экраном и двадцать минут, пока не закончился концерт, не вставал,– рассказывает Георгий. – Тогда они решили, что мне непременно нужно научиться играть на волынке. Но игре на ней не обучали. Поэтому я пошел учиться игре на флейте в 12-ю музыкальную школу.
В 16 лет он нашел самоучители игры на волынке и преподавателей.
– И тренировался я часами именно здесь, на Юбилейном бульваре,– вспоминает Певцов. – И зимой и летом, лишь бы дождик не шел, чтобы инструмент не пострадал. Почему здесь? Да просто звук у волынки сильный, громкий, шумный и слышится на большие расстояния. И в городской квартире заниматься невозможно – соседи просто взбунтовались бы. А тут, на просторе, я а никому не мешал и мог выложиться на все сто!
Уже потом, во взрослом возрасте, когда Георгий стал профессиональным музыкантом, он задавал себе вопрос: почему именно волынка?
– Мне хотелось иметь ощущение игры в ансамбле, при этом играя одному. Музыканты меня поймут, – отвечает он. – А волынка – инструмент, который может дать именно это ощущение. Потому что звук, объем звука, который она создает, дает полное ощущение, что я играю не один, а с музыкальным сопровождением.
Живет во Франции, а сны видит о Нижнем
Чтобы послушать Георгия, на бульваре останавливались многие прохожие и гуляющие. И почти каждый говорил музыканту комплименты и задавал вопросы. Один из наиболее часто задаваемых – в каком оркестре или ансамбле он играет и где можно его послушать?
– Родился и вырос я здесь, в Сормовском районе, на улице Коминтерна,– рассказывает Певцов.– Сейчас здесь же, на улице Рыбакова, живут мои бабушка и дедушка, которые и подарили мне первую в жизни волынку. А сам я живу уже несколько лет во Франции, в старинном и красивом городе Лион. Играю там сразу в нескольких оркестрах, которые называются «багат», что в переводе с бретонского означает коллектив, группа. Играем на различных мероприятиях, музыкальных фестивалях, которых в Европе проводится очень много. Бывают концерты в больших залах, совершенно разноплановые выступления: то с симфоническим оркестром, то с группой электрогитар, то на дефиле модного показа. В Европе волынку любят, поэтому она звучит повсюду.
А еще оказалось, что Георгий – архитектор по образованию: окончил Нижегородскую архитектурно-строительную академию, факультет «архитектура и градостроительство». И по его проектам в Лионе построено несколько зданий – лицей на 76 человек, социальное жилье.
– Как и везде, сложно быть просто музыкантом, приходится совмещать. Кроме того, архитектура, эта музыка в камне, меня тоже постоянно манила и привлекала, – признается Певцов. – Но, конечно, прежде всего я музыкант!
Есть у Георгия мечта – сыграть на каком-нибудь масштабном концерте для своих земляков, для нижегородцев. Например, в День города. И он надеется, что когда-нибудь его мечта осуществится.
– Я живу во Франции, но все равно ощущаю себя нижегородцем: ежедневно просматриваю все новости города, знаю о премьерах в театрах и Нижегородской филармонии. И Нижний Новгород, особенно наше Сормово, мне без конца снится, – признается Георгий. – Каждый приезд я обязательно посещаю какие-то значимые в Нижнем места. В этот раз ходил в музей завода «Красное Сормово», в домик Каширина, посетил богатейшую экспозицию художественного музея. В следующий раз приеду со своей невестой, она испанка, тоже играет на волынке. Пусть посмотрит, какой замечательно красивый у нас город. А потом мы вместе сыграем на Юбилейном бульваре.
Александр Алешин
Фото автора