Мастер-класс для пацанов
Приехав в Краснобаковский центр творчества, мы застали Варю как раз за обучением мальчишек.
– Пацаны, смотрите. Это электрический лобзик, – показывает инструмент девочка. – Вот здесь кнопочка, нажимаем, включаем и тихонько пилим этот фанерный лист. Все достаточно просто.
Девятилетние мальчишки с удивлением и одновременно с восторгом смотрели на свою наставницу.
– Конечно, удивлен, – признается один из обучающихся – Кирилл Лопарев. – Вот моя мама не умеет ни пилить, ни на слесарном станке что-то делать. Она только и умеет убираться и готовить.
А Варвара тем временем уже показывает, как правильно и безопасно зашкуривать.
– Одно из главных правил каждого мастера – это безопасность. Смотрите, не насажайте заноз. Когда я начинала, то столько заноз вытаскивала и все руки в мозолях были. Но навыки приходят с опытом, – серьезно рассуждает Варвара. – Главное – желание сделать что-то самому. И когда я делаю какую-нибудь деревянную скульптуру, то мне нравится все-все: от самого процесса обдумывания и придумывания будущей поделки до выпиливания, обработки заготовок.
– Она, прежде чем за что-то взяться, долго-долго думает, – делится своими наблюдениями Данила Виноградов.
– А мальчишки не думают? – спросили мы.
– Нет, мы берем и сразу пилим, а там уж обязательно что-нибудь получится, – ответили начинающие мастера.
Одна на миллион
Папа нашей героини, Юрий Анатольевич, и сам большой дока по части все сделать своими руками.
– Вот и Варя с двух-трех лет все свободное время проводила со мной и внимательно наблюдала, что это я делаю и мастерю, – рассказывает Нелюбин. – И, как любой ребенок, старалась повторить. Я носил дрова – и она брала по полену. Я укладывал их в поленницу, и она пыталась положить. А потом, уже став повзрослее, и пилить мне помогала и даже колоть.
Так девочка научилась и свободно брала в руки и пилу, и рубанок, и лобзик, и напильник.
– С утра папа что-то делал и мама что-то делала. Я смотрела, как мама варит обед или стирает, и думала: как это скучно. А вот папа всегда что-то интересное делал. Так я за ним и тянулась, – вспоминает Варвара. – И теперь я умею много чего: сверлить, пилить, строгать, шкурить, обрабатывать, много операций с деревом! А в том году папа решил менять обшивку нашего дома, так я ему с утра до вечера помогала!
– А у вас в Красных Баках у многих девочек такое увлечение? – поинтересовались мы.
– Нет, что вы, я одна. Мне многие говорили, что это чисто мужское занятие – строгать и слесарить. А мне нравится, я когда что-то делаю своими руками, то отдыхаю. А подружки мои говорят, что если девушка и должна что-то пилить, то исключительно пилочкой для ногтей. А я все равно пилю настоящей пилой.
В кружке по художественной резьбе по дереву Варя – единственная девочка, все остальные – мальчишки.
– Она у нас свой человек! – говорит Никита Чамбаев. – Не капризничает и не ноет, как все девчонки. Берет пилу и пошла пилить, вся в стружке или опилках, но счастливая! Я больше таких девчонок и не знаю. Наша Варя – одна на тысячу, а может, и на миллион!
Сто работ ювелирной точности
Художественная резьба по дереву – старинный народный промысел.
– Наряду с выпиливанием и выжиганием это один из видов художественной обработки дерева, – рассказывает Юрий Анатольевич Нелюбин, тоже художник по дереву. – Мы в нашем кружке создаем небольшие скульптуры разной тематики: от тракторов и танков до фигурок животных и людей. Фигурки небольшие, а хлопот и забот с ними очень много! Нужно изготовить и смастерить более ста маленьких деталек, которые потом «вплетаются» деталь в деталь, скрепляются друг другом. Очень кропотливое и даже ювелирное занятие, ведь если ошибешься в одной детали хоть на миллиметр – ничегошеньки не получится: деталь либо не войдет в нужное отверстие, либо будет шататься. И вся работа насмарку.
У Варвары на сегодня более ста работ: тут и цветы, и фигурки русалки, и сказочный теремок, и деревья, и жар-птица, и волшебный дракон, и олень – символ Нижнего Новгорода.
– Да, пропиливать все детали нужно аккуратно. Вот в этой жар-птице более двухсот деталей, я ее создавала более трех месяцев, – говорит юная искусница. – Но мне нравится возиться с этими фигурками, все время думаешь, как лучше и красивее сделать. И когда по окончании работы ты смотришь на маленькую скульптурку, то и сама удивляешься: неужели это я сотворила?
Некоторые работы Варвары хранятся на выставке Центра детского творчества, другие – дома. И когда краснобаковцы приходят и рассматривают их, то громко и гордо хвалят маленькую мастерицу.
– Это ж надо, какая молодец! Всего двенадцать лет, а такие чудеса в дереве делает! Тут нужно приложить терпение и труд, прием в квадрате, – рассуждает жительница Красных Баков Маргарита Пастухова. – И руки у нее необыкновенные, мастеровитые. И нам приятно, что такая рукодельница у нас в поселке проживает и творит!
Она еще дом построит!
Варвара Нелюбина и в школе впереди всех, отличница. А еще она учится в музыкальной школе и ходит в кружок «Юный журналист».
– Везде успевает! – констатирует ее папа Юрий Анатольевич. – И это хорошо. В современном мире человек должен быть разносторонним. Но все же работа с деревом – ее самая большая страсть.
– Я не знаю, кем я стану в будущем, но сверлить, пилить, строгать и шкурить – это мое, это со мной навсегда, – говорит Варя.
Ее поддерживают и педагоги Центра творчества.
– Наши русские девушки и женщины должны, к сожалению, уметь делать все, – с улыбкой говорит методист центра Оксана Красильникова. – Все эти навыки нашей Варваре пригодятся.
Напоследок мы спросили юную искусницу о мечте.
– Я очень хочу сама, своими руками от начала до конца построить дом, – рассказывает Варя. – И буду в нем жить с мужем и детьми.
– Так, может, этот дом твоей мечты построит муж? – спросили мы.
– Во-первых, как говорят в Англии, если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай его сам. А во-вторых, сейчас все мальчишки не в кружки ходят, а в интернете сидят и в компьютерные игрушки играют. Какая на них надежда? Хорошо, если хоть немного поможет, а так я все сама сделаю. Ведь не зря с трех лет с деревом занимаюсь!
Александр Алешин
Фото автора