Выставка в Музее-квартире А. М. Горького работает до 30 июня
Выставка «Скульптурная пластика Серафима Судьбинина» открылась в Государственном музее А. М. Горького. На открытие экспозиции приехали специалисты из Эрмитажа, Музея Императорского фарфорового завода и Театрального музея имени А. А. Бахрушина. Об этом сообщает департамент культуры администрации Нижнего Новгорода.
Директор департамента культуры Светлана Гуляева подчеркнула, что персональная выставка работ скульптора первая не только в Нижнем Новгороде, но и в России. «Для нижегородцев это не только еще один шанс приобщиться к шедеврам мирового уровня, но и возможность испытать гордость за наш город, еще раз убедиться насколько богата талантами нижегородская земля. Имя Серафима Судьбинина долгие годы оставалось малоизвестным широкой публике, и мы очень рады, что теперь он — друг Максима Горького, коллега Константина Станиславского, ученик Огюста Родена — получит заслуженное признание на своей родной земле»,— сказала Светлана Гуляева.
Наибольшую славу Серафиму Судьбинину принесло сотрудничество с Императорским фарфоровым заводом по заказу которого он исполнил фигуры знаменитых участников Дягилевских сезонов — балерин Анны Павловой и Тамары Карсавиной. На выставке представлены предметы из фондов Государственного музея А. М. Горького, Российского государственного архива литературы и искусства, Музея Императорского фарфорового завода, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, а также предметы из частных коллекций.
«Выставка камерная, но настолько гармонично она вписалась в это пространство, настолько четко подчеркивает всю уникальность таланта мастера. Судьбинин работал в разной технике и есть разные его скульптуры, которые представлены и у нас: это и фарфор, и металл, и керамика. И каждый, кто придет, конечно, увидит гениальность этого мастера»,— отметила директор Государственного музея А. М. Горького Лариса Моторина.
«Уверен, что уникальные произведения Судьбина, находящиеся на грани пластического и декоративно-прикладного искусства, не оставят равнодушными нижегородцев. И память о выдающемся уроженце нижегородской земли, чье самобытное творчество оставило след в мировой художественной культуре, будет еще долго бережно храниться в нашем городе»,— отметил заместитель председателя городской Думы Нижнего Новгорода Владимир Тарасов.
Приглашенный куратор выставки — доктор искусствоведения, старший научный сотрудник, хранитель коллекции русского фарфора XIX–XXI вв. Государственного Эрмитажа Екатерина Хмельницкая подчеркнула, что, хотя выставка немногочисленна по составу представленных работ, но она очень емкая. «Потому что здесь представлены и самые ранние работы Серафима Судьбинина, и вершина его творчества – фарфоровые фигуры участников Дягилевских сезонов, и увлечение последних лет — керамика в стиле Ар Деко».
Гости из Петербурга высоко оценили красоту Нижнего Новгорода. «Мы не устаем восхищаться, наслаждаться видами, панорамами, вашей набережной, Кремлем, и, конечно, вашими закатами»,— сказала Екатерина Хмельницкая.
Напомним, выставка в Музее-квартире А. М. Горького (ул. Семашко, 19) работает до 30 июня.
Ранее глава города Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев поздравил представителей музейного сообщества с Международным день музеев. Поблагодарил всех научных сотрудников, экскурсоводов, музейных смотрителей, хранителей фондов и других специалистов за их труд и преданность своей работе. И призвал нижегородцев и гостей города найти время и посетить музеи. Тем более, что в ближайшую субботу, 20 мая, почти все экспозиции работают бесплатно и открыты допоздна в рамках Всероссийской акции «Ночь музеев».
СПРАВКА:
Серафим Николаевич Судьбинин (настоящая фамилия — Головастиков) — выходец из обедневшей ветви известной фамилии нижегородских купцов, успешный московский актер, исполнявший ведущие роли в МХТ у К. Станиславского, а позже — талантливый и востребованный европейский скульптор, ученик Огюста Родена. Он стал первым, кто запечатлел искусство русского театра ХХ века в произведениях из фарфора эпохи модерна. Благодаря его творческим поискам, в результате которых был выработан новый метод изображения балетных и оперных исполнителей, фарфоровая скульптура пережила подлинный триумф. Запечатленные в фарфоре образы великих русских исполнителей увековечили одну из наиболее ярких страниц в ее богатой истории.
В настоящее время известно местонахождение около 100 бесспорных работ мастера. Они рассредоточены по музейным и частным собраниям; в частности, хранятся в Национальном музее керамики в Севре и Музее декоративного искусства в Париже.