День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Необычная выставка

20 июня в Нижегородском Доме архитектора откроется очень необычная выставка. Ее название звучит довольно академично: «Инструментарий русского зодчего: исторические плотницкие и столярные технологии». Несмотря на это, проект планируется сделать очень «живым» — и в части формата сопутствующих мероприятий (много общения), и в части самой «экспозиции» (многие экспонаты которой можно будет не просто «потрогать руками», но и попробовать ими поработать). Но главное, конечно, что в центре предстоящих встреч все-таки не артефакты, а человек. Человек с удивительной биографией.

Имя Александра Владимировича Попова хорошо известно каждому, кто имеет хоть какое-то отношение к вопросам сохранения русского деревянного зодчества. Большинство нынешних реставраторов-«деревянщиков» в нашей стране — либо его ученики, либо ученики его учеников. Предстоящая выставка создана на основе коллекции «Кабинет исторического инструмента», которую Попов собирал в течение 1970 — 2020-х годов. Но это не было просто «собирательством», и даже построением музейной экспозиции (хотя собрание формировалось и описывалось с полным соблюдением классической научной методологии). «Кабинет» возник и развивался как часть научно-производственного процесса реставрации памятников, а затеми как важнейший элемент образовательного процесса.

В 1981 г. Александр Попов приступил к реставрации огромной шатровой церкви Дмитрия Солунского в селе Верхняя Уфтюга Архангельской области. Памятник XVIII в. находился в аварийном состоянии. Для его спасения потребовалась полная переборка здания с заменой сгнивших элементов конструкций, которой маленькая бригада под руководством Попова занималась на протяжении семи лет. В 1991 году эта уникальная для мировой практики операция была оценена на самом высоком уровне — Александр Владимирович стал лауреатом Государственной премии России в области архитектуры. Уникальным был не просто результат — спасенный шедевр русской культуры — но также и полученный автором проекта индивидуальный опыт. Александр, на семь лет уехавший в архангельскую глушь, находился на объекте постоянно. Он принимал непосредственное участие в работе как плотник, кузнец, столяр и заготовитель леса. Такое сочетание архитектора-проектировщика и непосредственного исполнителя-ремесленника дало ему возможность более серьезно, чем это обычно делалось, заняться изучением строительных ремесел, включая исторический инструментарий.

На памятнике Попов заметил следы тески, которые невозможно было получить ни одним известным ему топором. Изучение археологических коллекций позволило проектировщику понять, каким инструментом могли пользоваться зодчие, рубившие храм. Дальше начались эксперименты в сельской кузнице, где Александр впервые изготовил реплику русского колунообразного топора XVII–XVIII веков. Но гораздо больше времени ушло на то, чтобы научиться этим топором правильно работать — выяснилось, что древние приемы рубки радикально отличались от тех, что используют современные плотники…

Этот опыт заставил Попова пересмотреть собственные взгляды на реставрацию и выработать методику, в соответствии с которой работа на объекте должна вестись в рамках той строительной культуры, в которой создавался памятник. Это определяет набор используемого реставратором инструментария и ремесленных приемов. Сейчас данный подход нашел широкое признание на международном уровне и является основой стандартов ЮНЕСКО по работе с деревянными объектами. А формироваться он начала с научного открытия в Верхней Уфтюге в начале восьмидесятых…

С этого момента Александр Попов начал собирать и изучать исторический плотницкий инструмент. Восстановление каждого нового памятника начиналось после получения ответа на вопрос — чем и как работали его создатели? Сейчас в составе музейной коллекции «кабинета» несколько тысяч артефактов, представляющих плотницкий и столярный инструментарий различных эпох (от неолита до XX в.) с особым фокусом на древнерусском и русском инструментарии XIII – XIX вв. В коллекцию входят как подлинники, так и современные реплики исторических топоров, тесел, скобелей, рубанков и других инструментов и приспособлений, пригодные для работы. К вспомогательному фонду относятся образцы изготовленных этим инструментом плотницких узлов, столярных изделий, чертежи, рисунки, фотографии объектов реставрации и т. п.

Теперь значительная часть этого богатства будет представлена в Нижнем Новгороде. Нижегородский край, не смотря на все горькие потери последних десятилетий, все еще обладает значительным массивом памятников деревянного зодчества. А вот своей реставрационной школы в нашем крае, к сожалению, не сложилось. На наших памятниках часто работают люди, не обладающие не просто необходимой компетенцией, но даже и базовыми навыками. В течение последних лет достоянием гласности стал целый ряд случаев уничтожения памятников в процессе их «реставрации», когда деревянные ОКНы заменялись грубыми новоделами из современного бруса с обшивкой «под старину». Организаторы выставки надеются, что запланированные мероприятия будут способствовать изменению этой губительной тенденции. Ведь самое важное из запланированного — это присутствие на выставке самого Мастера.

В ходе работы экспозиции запланирована целая серия лекций, круглых столов, экскурсий и практических мастер-классов по работе историческим плотницким инструментом, которые проведет Александр Владимирович. В фокусе всех мероприятий — пропаганда и демонстрация по-настоящему профессионального подхода к реставрации памятника деревянного зодчества. Впрочем, большинство подобных встреч рассчитано на самый широкий круг людей, заинтересованных в сохранении нашего наследия.

Проект реализуется при поддержке ООГО «Российский фонд культуры».

Иван Андреев 

  • Среда, 15 Июнь 2022

© 2022  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru