День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Ваш выход!»: премьера в театре драмы

В театре драмы им. Горького поставили комедию. В каком-то смысле вызов – и для труппы, и для зрителей. Спектакль «Ваш выход!» – это семь литературных сюжетов русских писателей конца XIX – начала XX веков.

Дореволюционный формат

Как метко подметил Шекспир, весь мир – театр, и люди в нем – актеры. Каждый из нас играет определенную роль в зависимости от той ситуации, в которую попадает, примеряет маску того или иного героя. Каждая вещь может послужить реквизитом в бесконечной жизненной импровизации. Как будет начинаться спектакль, какие повороты сюжета изменят ход дальнейших событий, появятся ли в спектакле яркие диалоги, массовые сцены, репризы с веселым смехом – решать вам. Одним словом, «Ваш выход!». В анонсе говорится буквально следующее: «Красивое приглашение актера на сцену: «Ваш выход», которое использовали еще в дореволюционном театре, и по сей день имеет сакральное значение для всех, кто неравнодушен к этому виду искусства. А также мы надеемся на позитивное значение слова «выход» – выход из создавшейся ситуации, выход из тех или иных обстоятельств, проблем, стоит его только поискать».

Истории о родовых пятнах

Новая постановка режиссера Аллы Решетниковой – сборная солянка текстов. Комедии-одноактовки «Осенняя скука» Николая Некрасова и «Монумент» Леонида Андреева. Юмористические рассказы «Дипломат» и «На чужбине» Антона Чехова. «Катенька»Тэффи, «Телеграфист Надькин» и «Красивая женщина» Аркадия Аверченко. Все истории объединены в некое сценическое путешествие по России прошлого. Подбор авторов очень интересный. Здесь и писатели-эмигранты – Аверченко и Тэффи, рассказы которых в советское время можно было найти разве что в антологиях. Здесь и новаторская пьеса Николая Некрасова, известного более в качестве автора хрестоматийной поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Кстати, именно пьеса «Осенняя скука» послужила Чехову источником вдохновения для создания собственных коротких жанровых сценок. Про Леонида Андреева вообще мало кто знает. Разве что Чехов у всех на слуху. Хотя, как показывает практика, некоторые сегодняшние зрители читали у Чехова только рассказы «Хамелеон» или «Лошадиная фамилия» из школьного курса литературы. «Мы собрали истории из разных периодов, истории, которые происходили когда-то, но при этом по-прежнему остаются актуальными, – говорит режиссер-постановщик Алла Решетникова. – Речь в спектакле идет о прошлой России. О страшных родовых пятнах, которые наша страна до сих пор носит на своем теле. Мы их знаем, они болят и ноют, мы над ними смеемся, иронизируем, но они по-прежнему остаются с нами. Герои сюжетов – власть предержащие и «маленькие люди», мечтательные барышни и сребролюбивые гимназисты, господа и слуги, преподаватели гимназии и свободные художники – «дополнены» в постановке персонажами площадного театра. Повествование ведут актеры-современники или комедианты, соединяя «исторический горизонт жизни» с нынешним временем».

Зажигать свечку в конце тоннеля

Алла Решетникова в Нижегородском театре драмы им. Горького поставила шесть спектаклей. Первой была «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», которая пришлась по душе и детям, и родителям. Три следующих спектакля, рожденных один за другим, – комедии «Волки и овцы», «Брачный договор» и «Параллельные влюбленности». Самым зрелищным детищем Аллы Решетниковой стал спектакль-карнавал «Верона. Послесловие». О новой постановке сама режиссер говорит так: «С помощью коллекции новелл и некоторой этюдности спектакля я пытаюсь задать широкую палитру человеческих страстей, нюансов человеческого характера, тех психологических паттернов, которые помогают или мешают нам. Насколько возможно, я выстраиваю исторический горизонт, переходящий в нынешнее время. А еще для меня всегда важнейшим правилом было зажигать свечку в конце тоннеля, то есть давать некий рецепт. Нынешнее время заставляет меня не ставить точки, а ставить многоточие…»

Жизнь как декорация

Поскольку спектакль, по сути, калейдоскоп сценок из обычной жизни, то и декорации к нему были подобраны из привычных вещей. Мы видим на сцене нагромождение театральных ящиков для перевозки реквизита. Они становятся своеобразным конструктором, кубиками, из которых по мере необходимости можно сложить и постамент для монумента, и рыбацкие мостики, и барские хоромы. В очередной раз свежее, оригинальное сценографическое решение художника-постановщика Бориса Шлямина удивило и порадовало.

Спектакль интересен небанальной юмористической палитрой, стилизованными под эпоху «безвременья» костюмами, блистательными актерскими «пассажами», зажигательной музыкой и танцами. В постановке заняты заслуженные артисты России Сергей Блохин, Александр Сучков, Елена Суродейкина, Алексей Хореняк. Артисты театра – Евгений Зерин, Олег Шапков, Наталья Кузнецова, Мария Мельникова, Алена Глазырина, Юлия Муранова, Вероника Блохина, Валентин Ометов, Иван Бычков, Александр Лапшов и другие. Каждый сыграл в спектакле по две-три роли. И каждый, как мне кажется, раскрылся по-новому.

Елена Анисимова

Фото Валерии Авдеевой 

  • 052 (1910) 07.06.2023

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

036 (2013) 03.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru