День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Цвет времени» и краски жизни

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/tsvet-vremeni-i-kraski-zhizni#sigProGalleria6eb33e3649
joomlamodniyportal.ru

В центре культуры «Рекорд» открылась выставка «Цвет времени». Как утверждают организаторы, в экспозиции представлены работы нижегородских художников, наиболее ярко заявивших о себе в 90-е годы XX века.

Любовь к искусству

Экспозиция разместилась на первом и втором этажах центра культуры «Рекорд» и включает 50 авторских работ Ильи Борисова, Александра Данилова, Александра Лаврова, Сергея Ледкова, Владимира Логинова, Натальи Опариной, Максима Приданова, Константина Пьянова, Николая Сметанина, Сергея Сорокина, Владимира Фуфачева, Алексея Акилова, Якова Васильченко, Галины Каковкиной, Наталии Панковой. На открытии присутствовали министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова, представитель Министерства иностранных дел РФ в Нижегородской области Сергей Малов, кураторы – искусствовед НГХМ Наталья Соколова и художница Наталия Панкова. По словам Натальи Сухановой, «Рекорд» после крупномасштабной реконструкции заметно преобразился, став не просто кинотеатром, а настоящим домом, центром притяжения для многих творческих объединений самых разных направлений. «Прекрасно, что «Рекорд» нас собирает, объединяет и показывает замечательные возможности творческих сообществ региона», – отметила Наталья Суханова.

Представитель Министерства иностранных дел РФ в Нижегородской области Сергей Малов отметил вклад художников-нижегородцев в развитие российской национальной культуры и поблагодарил авторов работ за участие в международных проектах.

Время поиска

По словам куратора выставки Натальи Соколовой, проект «Цвет времени» объединил очень разных художников, каждый из которых достоин отдельного рассказа, но всех их роднит общий факт биографии: творчество обрело свое лицо и получило признание во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов. «Это было время, когда страна переживала социально-политические изменения, – рассказывает Наталья Соколова. – Оно совпало для многих художников с периодом поиска творческой индивидуальности. Время, своеобразно сказавшееся на российском искусстве, провоцировало на смелые эксперименты, поиск стиля, вело к осознанию своего места и значимости в очень противоречивом культурном пространстве изобразительного искусства Нижнего Новгорода. Между тем остаться верным серьезным художественным поискам было непросто. Художники, никем и ничем не стесняемые, в условиях глобальной коммерциализации живописи вольны были выбирать любой путь: писать официальные портреты, шокировать публику перформанс-акциями или просто уйти в ремесло, ставя на поток натюрморты и пейзажи небольшого формата на продажу для непритязательного зрительского вкуса». Творчество некоторых художников было построено на поиске духовного смысла, другие уходили в полную декоративность, условность, а иногда отстраненность. Для мастеров, чьи работы представлены на выставке, состояться в нелегкой профессии художника всегда было делом чести.

Есть в старом Нижнем «Черный пруд»

«Для нас, нижегородских художников, искусство всегда было вне политики, вне коммерции, – рассказал обозревателю «Дня города» один из авторов выставки Яков Васильченко. – Многие наши питерские друзья, например, уехали в начале 90-х на Запад в поисках лучшей жизни. Мы считали, что это все мелко и сиюминутно, что это пройдет, мы ставили перед собой более высокие цели. Именно в этот период мы объединились с ребятами, близкими по духу, создав творческое объединение «Черный пруд», поскольку дорога нам в Союз художников была закрыта по эстетическим соображениям».

Наталья Каковкина, живописец, замечает: «Изоляция, в которой мы жили все советское время, действовала на нас угнетающе. Ну невозможно писать все время и ставить свои картины за шкаф!»

Художники были молоды, беспечны, талантливы, живопись для них была способом самовыражения, свободы. Власть побаивалась неформалов, поэтому дала им возможность объединиться, но постоянно держала под контролем. В 1987 году Алексей Сахаров зарегистрировал объединение «Черный пруд», в котором насчитывалось десять человек.

Поначалу художники творческого союза «Черный пруд» активно выставлялись. Народ шел на их выставки толпами, потому что в советские годы Горький был закрытым городом и кроме как соцреализмом живопись здесь никаким образом больше представлена не была. То, что оживало на холстах живописцев объединения «Черный пруд», людям казалось невиданной экзотикой.

Для Наталии Панковой начало 90-х – яркий, незабываемый период в ее жизни и творчестве. «90-е годы – это уникальное время, время перелома и для страны, и для каждого из нас, – говорит она. – Я была тогда еще совсем юной девушкой, ходила на встречи художников объединения «Черный пруд», слушала споры ребят об искусстве, раскрыв рот. Попасть в это объединение было практически невозможно. И когда меня приняли в свой союз взрослые художники, в основном мужчины, я была на седьмом небе от счастья».

В 2022 году «Черный пруд» отметил свое 35-летие. Этому событию в феврале в центре культуры «Рекорд» была посвящена большая выставка.

Экспозиция «Цвет времени» более широко освещает творчество нижегородских художников и включает картины не только участников объединения «Черный пруд», но и других живописцев и графиков.

«Смелый поиск, сначала часто сводившийся к композиционно-пространственным и цветовым экспериментам, привел к обретению узнаваемого художественного почерка, к осознанному выбору и необычному видению тем и сюжетов, к умению выразить свое творческое кредо через найденный и выверенный временем индивидуальный художественный стиль, – рассказывает искусствовед Наталья Соколова. – За плечами авторов работ – множество самых разных выставочных проектов в России и за рубежом. Их творчество известно и любимо многими; произведения находятся в музейных и частных собраниях».

Цвет настроения – желтый

Название «Цвет времени» как нельзя более полно отражает смысл экспозиции. Цвет – это и цвет общества, лучшие представители сообщества нижегородских художников, и выражение настроения людей, живших в начале 90-х годов.

Для тех наших соотечественников, кто застал непростой период перестройки, это были трудные годы: ломались устои, люди теряли работу, месяцами жили без зарплаты, в магазинах – пустые полки, угрюмые люди кругом. Как наиболее яркая иллюстрация тех лет – фильм-фантасмагория режиссера Юрия Мамина «Окно в Париж». По сюжету француженку заманивают через «окно» в серый, мрачный Петербург, где, столкнувшись с российской действительностью 1990-х годов, женщина едва не сходит с ума.

Какие это были годы, какого цвета?! Для многих – унылые и безрадостные.

Один из ярких представителей нижегородской элиты художников начала 90-х годов Сергей Сорокин говорит: «Время было мрачное, серое, и картины поэтому были соответствующими». Забавные иронические жанровые сценки из жизни рядовых нижегородских обывателей, написанные Сорокиным в те годы, пользовались большим спросом и в России, и за рубежом и сегодня находятся не только в отечественных музеях, но и в частных коллекциях в Голландии, Германии, Франции, Израиля, Австралии, США.

Впрочем, такое депрессивное настроение было далеко не у всех художников-нижегородцев, представленных на выставке. Даже совсем наоборот. На полотнах – желтый, красный, оранжевый, небесно-голубой цвета. Почему?!

Прежде всего, как мы уже говорили, для людей творческих постперестроечный период оказался периодом взлета, многие находились в некой эйфории в ожидании наступления полной свободы. Достаточно взглянуть на работы Наталии Панковой. Живопись Панковой в стиле джазовой импровизации – буйство красок, музыки и света. Не менее яркие, жизнеутверждающие картины представили Максим Приданов, Александр Данилов.

Яков Васильченко поясняет: «Просто мы, поглощенные творчеством, даже и не заметили, что мир меняется вокруг нас». А мир действительно менялся и заставлял принимать людей важные, определяющие будущее, решения.

«Живопись я считаю серьезным искусством, – продолжает Яков Васильченко. – Не назидательным, не поучительным, а интересным самим по себе. Цель художникане только рассказать посредством красок, что ты сам почувствовал, но и постараться найти отклик у других людей. Поэтому я воспринимаю искусство живописи как сотворчество. 90-е годы для меня – счастливый период, потому что кроме создания объединения «Черный пруд» мы с ребятами стали участвовать в восстановлении собора Александра Невского. Организовали иконописную мастерскую, написали сначала иконостас, потом еще очень много икон, в том числе и для других храмов. В 90-е годы иконописцев в стране было немного. Мы работали зачастую безвозмездно, просто не могли оставаться в стороне. И сами учились, и детей учили. Потом уже наши ученики создали свои иконописные мастерские. Мы тогда боялись, что иконопись может превратиться в халтуру».

Экспозиция «Цвет времени» получилась интересная и познавательная. Очень экспрессивная. Как заметила куратор выставки Наталья Соколова: «Мы хотели порадовать нижегородцев, подобрав картины в общей яркой цветовой гамме. У нас сейчас начало лета, повсюду много солнца и света. После двух лет пандемии, сделавших из нас домоседов, нижегородцы с удовольствием гуляют, без всяких ограничений посещают разные культурные мероприятия. Поэтому хочется, чтобы они, прогуливаясь, зашли и на выставку «Цвет времени» и получили много положительных эмоций».

Подготовила Елена Анисимова

Фото автора, а также из открытых источников 

  • 054 (1787) 22.06.2022

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru