В конце февраля в Нижегородском государственном художественном музее (Кремль, 3) открылся для выставок второй этаж здания. После большого перерыва к нижегородцам вернулись полотна Серова, Рериха, Кустодиева, Малевича и других художников. Эти работы очень востребованы другими музеями страны и большую часть времени проводят в путешествиях и на выставках в других городах, поэтому увидеть их все в одном месте – большая редкость и удача. А еще выставка порадует работами Айвазовского и его учеников, которые сотрудники музея достали из запасников в преддверии круглой даты– 200-летия со дня рождения великого мариниста.
Вдохновленные морем
Экспозиция выставки художников-маринистов «Вдохновленные морем» занимает два зала. В одном – работы Ивана Айвазовского, написанные в разные периоды творческой жизни с 1848 по 1878 год. У каждой картины – своя история. Вот «Вид Крыма 1851 г.». Эта работа – часть клада, найденного в 1918 году в особняке князей Абамелек-Лазаревых на Рождественской улице, 46. А «Золотой рог», на котором художник изобразил Константинополь, дар музею купца Рукавишникова. Константинополь был одним из любимых городов Айвазовского, его он писал много раз, за что и был награжден орденом Османской империи.
Также в собрании Нижегородского государственного художественного музея – четыре лунных пейзажа Ивана Константиновича. Их тоже можно увидеть на выставке.
– Луна – одна из любимых тем художника, эти работы он считал лучшими, – говорит Наталья Слепченкова, старший научный сотрудник отдела отечественного искусства НГХМ. – Айвазовский сам дал ключик к их созерцанию: сначала, по его мнению, зритель должен посмотреть на луну на полотне, насладиться ее светом, а потом его взгляд должен рассеиваться на другие детали. Только так может произойти полное погружение в картину.
Второй зал выставки объединил картины художников, которые развивались под непосредственным влиянием Айвазовского, – Боголюбова, Лагорио, Алисова.
– Айвазовский имел много учеников и великодушно делился с ними секретами своего мастерства, – продолжает Наталья Слепченкова. – Поэтому их работы тоже заняли почетные места в истории русской маринистики. Любимым последователем художника был Лев Лагорио, и, несмотря на то что его пейзажи более скромны по сравнению с полотнами учителя, их отличает особый дар изображения морской стихии.
Уникальная и сакральная
Следующий из представленных на выставке художников – Николай Рерих.
Из 11 работ самого загадочного русского мастера, которыми обладает НГХМ, 10 были подарены музею Максимом Горьким, а одна – самим Рерихом. Среди них «Майтрейя» («Красный всадник»), серия полотен, написанных живописцем во время его экспедиции в Центральную Азию в 1925–1926 годах.
– Эта серия предназначалась для Третьяковской галереи, но удивительным образом оказалась у нас, – рассказывает Ирина Кузнецова, заместитель директора НГХМ по научной части. – Мы не знаем, как она попала к нам, потому что после эвакуации нашего музея в Новосибирск во время войны многие документы были утеряны. Мы знаем только, что советское правительство подарило эти шесть картин Максиму Горькому. Они украшали столовую на его даче в Горках, а в 1936 году по завещанию писателя полотна оказались у нас.
Эта серия действительно уникальна. Она была написана Рерихом по наущению его духовного учителя махатмы Шамбалы, поэтому ее можно назвать сакральной. Рерих спокойно расставался с большинством своих работ, считая их вестниками культуры на земле. Но «Майтрейя» – единственная серия, судьба которой волновала писателя до конца его дней. В конце жизни он пытался выяснить, где она находится, а узнав, что его «Красный всадник» хранится у Горького, очень обрадовался и успокоился.
Взглянуть на сакральную серию сегодня могут и нижегородцы.
Полотна-путешественники
По словам научного сотрудника НГХМ Алексея Гурина, коллекции нижегородского музея могут позавидовать самые крупные музеи страны. Возможно, по количеству работ известных авторов мы и проигрываем Русскому музею или Третьяковке, зато каждая работа из фондов НГХМ – настоящая жемчужина.
Среди этих шедевров несколько портретов Валентин Серова, пейзажи разных лет Левитана, а также «Косарь» Казимира Малевича – по мнению Алексея Гурина, одна из самых интересных работ советского авангардиста.
– Эта картина куда более интересна «раскрученного» «Черного квадрата», – считает сотрудник музея. – Она сочетает, казалось бы, несочетаемое – традиции новгородской иконописи и элементов футуризма. Наверное, поэтому в ней масса смыслов – от образа цветущей весны до революции.
Последний зал второго этажа – монографический, здесь расположено не менее уникальное собрание работ Кустодиева, подаренное музею Максимом Горьким. Это и первые портреты в стиле Ренессанса, который очень интересовал художника, и работы, сделанные под влиянием импрессионистов, и иронические стилизации быта русского купечества, и, наконец, «Русская Венера» – последняя работа Кустодиева, которую он писал будучи уже больным. А позировала ему, как известно, его 20-летняя дочь Ирина.
– Полотна с только что открывшейся экспозиции настолько востребованы другими российскими музеями, что почти все время проводят в путешествиях с одной выставки на другую. Поэтому нижегородцы их видят редко, – рассказал Алексей Гурин. – Вот мы и решили показать жителям нашего города эти шедевры. То же можно сказать о произведениях русских маринистов – большинство из них так же или путешествуют, или находятся в закрытом хранении. Увидеть все эти полотна в одном месте – большая удача!
Выставка работает до 2 апреля.
Елена Крюкова
Фото автора