День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Самый красивый город глазами художников

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/samyj-krasivyj-gorod-glazami-khudozhnikov#sigProGalleriaee22287760
joomlamodniyportal.ru

Нижегородцы любят свой город и рисуют его с большим удовольствием. Подтверждение тому – завершившаяся экспозиция «Городской пленэр в самом красивом городе России» в Нижегородском художественном музее. Совместная выставка работ профессиональных художников и любителей живописи – финальный этап проекта «Городской пленэр».

Собирались раз в неделю

В трех небольших залах на Верхне-Волжской набережной в течение трех дней были представлены живопись и графика. Перед каждым рисунком хочется остановиться, разглядеть внимательнее. Все работы посвящены Нижнему Новгороду родному, горячо любимому, самому красивому городу России (как утверждают организаторы выставки и с чем мы абсолютно согласны). Угадываются дорогие, знакомые каждому места: старые улочки, площади, обновленные пространства. Сверяем свои догадки с подписями, хотя трудно ошибиться, что изображено: Андрей Узкий. Кремль; Дурыничева Алена. Вид на Стрелку; Наумов Евгений. Вид на Канавинский мост; Лагеда Анна. Пакгаузы; Иван Ворожейкин. Домик Каширина; Дмитриева Лидия. Набережная Федоровского; Кокурина Мария. Кафе на Рождественской; Елагина Валентина. Вид на Рождественскую церковь. Нижний красив и в утренние часы, в дымке легкого тумана, и днем, освещенный солнцем, и на закате дня, под алым одеялом облаков. Неслучайно Нижний Новгород называют столицей закатов. Рисунки художников – тому свидетельство: Изъянова Татьяна. Вечернее настроение в Нижегородском кремле; Казакова Виктория. Свет над городом; Киселева Татьяна. Золотое время.

Летом 2022 года художники и самоучки-любители собирались раз в неделю по средам, чтобы запечатлеть в самых разных техниках изобразительного искусства живописные уголки Нижнего Новгорода. Какие именно? Любимые улицы – Рождественская, Покровская, Ильинская, Верхне-Волжская набережная. А также Стрелка, площадь Маркина и площадь Народного единства, набережная Федоровского, Нижегородский кремль, волжский Откос, старинный квартал церкви Трех святителей Московских. Всего состоялось 12 пленэров.

Отбросив штампы

На торжественном открытии выставки автор и творческий руководитель проекта член-корреспондент Российской академии художеств Александр Казарин отметил, что в 2022 году «Городской пленэр» получил грантовую поддержку Президентского фонда культурных инициатив. Это позволило привлечь к проекту 12 профессиональных художников. «Для того чтобы принять участие в нашем проекте, совсем необязательно было хорошо рисовать, – говорит Александр Казарин. – Важнеежелание участников попробовать свои силы в рисовании и получить новый опыт, ведь когда смотришь на город с карандашом или кистью в руках, видишь его совершенно иначе. И хочу сказать, что некоторые работы любителей оказались даже лучше опытных мастеров. У нас, у тех, кто профессионально занимается искусством, имеются штампы, которые мешают нам развиваться и искать что-то новое, смотреть свежим взглядом. А тот, кто занимается искусством в свое удовольствие, порой видит все острей и интересней».

«Городской пленэр» проходил в Нижнем Новгороде пятый год подряд. Впервые появилась возможность показать свои работы широкой аудитории в главном художественном музее города. Было зарегистрировано 344 участника проекта – рекордное количество. Отобраны 74 работы. «Мы очень рады принимать выставку в нашем музее. Для размещения экспозиции выбрали корпус НГХМ / Зарубежное искусство. На первом этаже сейчас экспонируются работы таких мастеров, как Веронезе, Пикассо, Модильяни, а на втором, по пути к залу, где размещено полотно Константина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам», – рисунки участников «Городского пленэра». Что само по себе подчеркивает высокий уровень работ художников-любителей, который единодушно отметили искусствоведы – сотрудники нашего музея», – подчеркнула пресс-секретарь НГХМ Оксана Нестерова.

Атмосфера и внутренний настрой

Светлана Ворожейкина, приглашенная в проект «Городской пленэр» в числе профессиональных нижегородских художников, рассказывает: «Пленэрная живопись – это метод творческого познания, исследования, и, конечно, метод создания художественного произведения. Поэтому считаю, что любые работы, написанные на пленэре, уже интересны сами по себе. В данном случае не имеет значения, какой уровень образования и какой опыт есть за плечами у мастера. Работы большинства художников, которые я видела на пленере, мне нравятся. Нравятся именно с профессиональной точки зрения. Я полагаю, что главное на таких групповых выходах на этюды – это атмосфера и внутренний настрой людей, которые зачастую не знакомы друг с другом, но испытывают схожие эмоции и ощущают некое единство общего дела, общей радости».

Юлия Ерофеева рассказала, чем интересен пленэр для нее как профессионального художника: «На пленэре я не стремлюсь сделать законченную работу, а просто ищу сюжеты, истории, обдумываю, про что этот вид и как с ним можно поступить. Часто делаю несколько зарисовок с одного места, пока не получится увидеть какое-то пластическое решение. Всегда ношу в сумке или кармане несколько разных карандашей и блокнотик, чтобы не упустить что-то интересное».

Рисуем при любой погоде

С погодой художникам повезло – лето выдалось на редкость теплое и солнечное. Хотя и дожди по-настоящему увлеченным людям не помеха. В приглашении на первый пленэр в социальных сетях так и говорилось: «Наш пленэр никогда не отменяется из-за дождямы продолжаем рисовать город: лужи и отражения, блестящий асфальт и мокрых пешеходов. В случае дождливой погоды размещаемся в арках зданий, под навесами, большими деревьями, городскими павильонами». А далее сообщалось: «У нашего пленэра двое ведущих: Полина Рыбакова и Раис Ханнанов. Они помогают начинающим художникам, рассказывают, с чего начать и как лучше рисовать разными материалами. В начале каждой встречи Полина объясняет всем, кто пришел на пленэр впервые, основные правила рисования на открытом воздухе, советует, как вести работу над зарисовками. А затем в процессе встречи каждый может посоветоваться с Полиной и Раисом, показать свои рисунки, спросить совета и получить профессиональную оценку».

Полина Рыбакова поделилась с читателями газеты «День города» собственными впечатлениями: «Мы иногда спрашивали у пришедших на пленэр людей, кем они работают, потому что подозревали, что человек где-то учился. Но оказывалось, что нигде и никогда. Девушка одна сказала, что она биолог по профессии, нигде не училась рисовать. И для нас это было удивительно – и такое мастерство, и вообще любовь к искусству».

Никогда не поздно

Посетители выставки довольны. Ирина Даниличева: «Экспозиция очень яркая и эмоциональная. Пришла я сюда потому, что моя коллега и подруга по работе – художник и она участвовала в этом замечательном летнем марафоне». Любовь Семерикова: «Я просто потрясена. Такая красота. Такое разнообразие материалов, техник, взглядов у людей. Кто как увидел одно и то же место. Удивительно просто». Многие участники выставки обращали внимание на необычные графические работы Андрея Гладкова, который так же, как и другие профессиональные художники, согласился принять участие в проекте. Андрей Гладков говорит, что начинающим художникам давал следующие советы: «Во-первых, ничего не бояться. Как получится, так и получится. Это позволит проследить динамику развития технического мастерства и восприятия образа окружающей природы и мира. Во-вторых, ходите чаще в художественные музеи. Иногда даже достаточно будет просто пройтись по залам. Это не только дает приобщение к миру искусства, но и очищает взгляд на действительность, обостряет эмоции. При этом очень важно смотреть именно подлинники, «вживую», а не довольствоваться репродукциями в смартфоне. И, в-третьих, неплохо бы поделать копии с хороших репродукций. Традиция копирования идет еще от старых мастеров. Это приучает к дисциплине работы над рисунком и дает богатый опыт многих поколений».

Профессиональный художник Сергей Соколов советует: «Самое главное правильно выбрать материал для работы и наиболее выразительную точку, чтобы более выигрышно показать изображаемое». Художник Игорь Левин уверен, что «заняться живописью или графикой никому не рано и никогда не поздно. Тому есть масса подтверждающих примеров в истории искусства: Ван Гог, Павел Федотов, Василий Кандинский. Если человек стал заниматься творчеством, он всегда сможет найти средства, чтобы отразить в работах свой образный мир. Но для этого нужен не только талант, но и воля. Если ты присоединился к акции «Городской пленэр», то ты на правильном пути, начав делать рисунки и этюды на лоне природы. Рисуй что нравится, что тебя чем-то «зацепило». И не важно это крупный многоплановый вид или маленький фрагмент увиденного. Ты непременно добьешься успеха».

Справка

Пленэром называют технику создания полностью готовых картин на природе при естественном освещении. Слово произошло от французского en plein air («на открытом воздухе»). Мастера пленэрной живописи стараются запечатлеть колебания цвета, которые возникают в естественной среде под воздействием погоды и солнечных лучей.

Елена Сенникова

Фото Алексея Манянина

  • 092 (1825) 12.10.2022

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru