День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Русский авангард: забытая коллекция

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/russkij-avangard-zabytaya-kollektsiya#sigProGalleriafa0e908ba4
joomlamodniyportal.ru

Тридцать лет назад в нашем городе впервые были выставлены как единое целое картины мастеров русского авангарда из запасников художественного музея. С декабря 2022 года это постоянная экспозиция в здании на площади Минина и Пожарского, 2. Летом минувшего года корпус «НГХМ / Современное искусство» посетил прославленный артист балета Николай Цискаридзе. После просмотра заявил: «Я больше никуда не пойду. Останусь здесь навсегда!»

Новое искусство в Нижнем

«В 20-е годы ХХ века авангардисты были близки к власти, – говорит заместитель директора НГХМ по научной работе Ирина Миронова. – Считали, что революция как явление политическое идет параллельно с революцией в живописи. Большевики поначалу решили, что такие бунтари им нужны».

Авангардисты стали продвигать идею создания в российских городах музеев живописной культуры. Мол, старые музеи пусть существуют, а мы создадим свои, новые.

Власть выделила на это деньги, был создан государственный фонд, составлен список художников, у которых покупали картины – в нем было более ста имен. Музеи новой живописи планировалось открыть в Москве, Петрограде, Витебске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. В этих городах находились свободные художественные мастерские, которые считались высшими учебными заведениями (Нижегородское художественное училище тоже сначала было художественной мастерской).

Возглавить мастерскую в Нижний был откомандирован теоретик искусства Владимир Франкетти. Франкетти и привез в наш город картины авангардистов. Художественные полотна хранились при мастерской и служили учебными пособиями для студентов. Мастерская находилась в усадьбе Рукавишникова.

60 лет под замком

В 1930-е годы идеологический вектор изменился. Власть решила, что авангардное искусство молодой советской республике чуждо. Музей художественной культуры в Нижнем так и не открыли, а коллекцию авангарда спрятали в запасниках. Только в конце 1980-х стали постепенно доставать экспонаты из закрытых фондов. Например, «Импровизацию 4» Василия Кандинского в 1989 году отправили на выставку в Швецию. В 1994 году нижегородцам впервые в полном объеме представили экспозицию русского авангарда из собрания художественного музея. Коллекция в настоящее время включает 50 полотен: Казимира Малевича, Василия Кандинского, Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Есть работы Роберта Фалька, Ольги Розановой, Любови Поповой, Александра Шевченко и других художников.

Предвестники

Первый зал экспозиции отведен картинам предвестников собственно авангарда. Здесь «Лесные обитатели» Аркадия Рылова, «Облака» Константина Богаевского,  «Белки» Натальи Гончаровой, «Вечереет» Степана Колесникова. Во втором зале представлен символизм и модерн. Начальный этап истории русского авангарда традиционно связывают с выставкой «Голубая роза», организованной в 1907 году московскими символистами. В Нижнем Новгороде представлены произведения ведущих живописцев содружества – Павла Кузнецова и Мартироса Сарьяна. Здесь же мы видим работы Кузьмы Петрова-Водкина, который в молодости входил в группу саратовских художников – будущих основателей «Голубой розы». Любопытна ранняя работа Исаака Бродского «Портрет А. И. Слонимской». Хотя бы потому, что со временем Бродский стал одним из апологетов соцреализма, написавшим бесчисленное количество картин с изображением Ленина. А ведь начинал он как художник-импрессионист, о чем и свидетельствует картина из нижегородской коллекции.

«Кацапская Венера»

В следующем зале – художники объединения «Бубновый валет». Нижегородская коллекция включает работы корифеев этого направления – Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Ильи Машкова, Александра Куприна, Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Художники-«бубнововалетовцы» развивали идею материальности. Подчеркивали плоть предметов, объем, массу, форму, которая передавалась исключительно с помощью цвета.

Еще один зал полностью посвящен творчеству Гончаровой и Ларионова. Покинув «Бубновый валет», художники увлеклись народным искусством, иконописью, лубком, городской вывеской, детским рисунком. Знаменитая «Кацапская Венера» Ларионова показывает прямую связь с изобразительным фольклором. Ларионов задумал написать серию картин, изображающих красавиц разных национальностей. Всего их 20. В нашей русской «Венере» мы видим «аксессуары народного искусства» – декоративный коврик, кошку с человеческим лицом – «кота ученого», как в лубках, розочку и колечко. Как бы народная красавица – большие руки работницы физического труда, загорелые ноги. С одной стороны, отсылка к эпохе Возрождения, с другой – чистой воды эпатаж.

Кандинский и Малевич

Завершает экспозицию авангард в чистом виде. Василий Кандинский первым отказался от фигурного изображения. Созданный им вид беспредметной живописи называют экспрессивной абстракцией. Художник разделил свои работы на «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». В Нижнем представлена «Импровизация 4» – самая ранняя и единственная в России. Написана картина в 1909 году в немецком городке Мурнау. В полотне сохранилась отдаленная связь с реальностью – ярким альпийским пейзажем. В центре, за деревом, угадывается фигура всадника на скачущей лошади.

Другой лидер русского авангарда Казимир Малевич представлен в собрании музея картиной «Косарь». Созданная в период увлечения кубизмом, картина входит в первый крестьянский цикл 1911–1913 годов. Фигура косаря уподоблена геометрическим формам. Ноги и руки как металлические цилиндры или детали машин. Малевич был религиозен. В нижегородской картине специалисты усматривают отсылку к русской иконе (красный фон), а сам крестьянин¸ как считается, уподоблен святому. Кубизм Малевича – один из этапов на пути создания «логического» варианта абстрактного искусства – супрематизма с его знаменитым «Черным квадратом».

…Ирина Владимировна признается, что некоторые посетители до сих пор выражают сомнение в художественной ценности такого рода искусства. Считают авангард неким заговором искусствоведов всего мира. В то же время часть скептиков, узнав стоимость этих картин, как правило, почтительно замолкает.

Елена Анисимова

Фото автора 

  • 017 (1994) 06.03.2024

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

036 (2013) 03.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru