День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Мобильник-экскурсовод

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/mobilnik-ekskursovod#sigProGalleria9f756377da
joomlamodniyportal.ru

7 апреля в Нижегородском государственном художественном музее открылась выставка «Искусство реставрации». Ее уникальность в том, что экспозицию можно посмотреть с дополненной реальностью. Это значит, что, наведя на картину камеру мобильного телефона, подключенного к интернету, можно узнать, как реставрировалось произведение искусства, чем оно уникально, и поделиться этой информацией в соцсетях.

Так что если раньше мобильные телефоны на выставках не приветствовались, то сейчас наоборот: гаджеты стали экскурсоводами по выставке.

Искусство реставрации

Выставка с элементами дополненной реальности «Искусство реставрации» была организована в Нижнем Новгороде Художественным музеем совместно со Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени Грабаря. Это старейшее реставрационное учреждение России, оно создано в 1918 году.

В центре работают отделы реставрации масляной и темперной живописи, мебели, тканей, керамики, графики, кости, металла, рукописей, каменной скульптуры, а также отделы физико-химических исследований, научной экспертизы, архив, фототека. Там проводят научно-техническую экспертизу памятников русского и зарубежного искусства для закупочной комиссии Министерства культуры России, музеев, коллекционеров и частных граждан.

И вот в преддверии 100-летнего юбилея центр еще в 2016 году запустил мультимедийный проект с элементами дополненной реальности, посвященный реставрации музейных экспонатов. Фотовыставки в рамках проекта уже состоялись в музеях Кирова, Ижевска и в Москве. Теперь пришла очередь и Нижнего Новгорода.

Что посмотреть

Выставка состоит из двух залов: в одном – постеры с изображениями музейных экспонатов из разных городов страны, в другом – гравюры из запасников Нижегородского художественного музея. Там же посетители выставки увидят керамический сосуд работы итальянского мастера эпохи Возрождения Орацио Помпеи, а также западноевропейские гравюры XVI–XVIII веков из фондов НГХМ, в числе которых гравюры Жерара Одрана, Жана Буланже и другие. Все это отреставрировано в последнее время в Центре имени И. Э. Грабаря.

Казалось бы, постер – это плакат. Но стоит поднести к нему камеру мобильного телефона, подключенного к интернету, и он оживает. Зритель видит, как трудится над произведением искусства реставратор, как исчезают с поверхности оригинала все потертости, разломы, появляются недостающие части. Можно наблюдать, как предмет искусства с каждым днем становится ярче и привлекательней. Почитать, как создавалось это произведение, узнать о судьбе автора, поделиться новой информацией в социальных сетях.

– С помощью обыкновенного смартфона можно увидеть предмет искусства в дополненной реальности на всех этапах его реставрации, – говорит заведующая отделом развития Всероссийского художественного научно-реставрационным центра имени Грабаря Елена Якубова. – Ценность проекта в том, чтобы показать широкому зрителю с помощью новых технологий тайный и сложный процесс работы реставратора, обратить внимание на эту интересную и редкую профессию.

Истории спасения    

У каждого экспоната – своя история спасения. Например, ксилография (гравюра на дереве) «Геркулес» Альбрехта Дюрера, созданная в 1496 году, дошла до наших дней в сильно поврежденном виде.Когда реставраторы сняли многочисленные слои бумаги, поддерживавшие существование этого экспоната в течение многих лет, выяснилось, что верхнее и нижнее поля листа утрачены. Утрачен верхний угол. Более того, даже монограмма художника сохранилась лишь на 60%. Но произведение дублировали и вернули в экспозицию Башкирского художественного музея.

Подобные истории есть и в Нижегородском художественном музее. Так, гравюры «Мадонна с младенцем» Жана Буланже (Франция, 1608 – около 1680), «Дочь Иеффая с подругами отпрашивается у отца» Николаса Рейкеманса (1643), а также «Святая Троица и св. Михаил, побеждающий дракона» Жерара Одрана с оригинала Пьетро да Кортона Франция (не позже 1718 года) в XIX веке находились в коллекции русского художника, создателя первой в России провинциальной художественной школы Александра Ступина. После его смерти наследники не захотели забирать графические произведения, не понимая их ценности. И шедевры чуть не пропали, валяясь по чердакам и подвалам жителей Арзамасского района.

Отправиться в закулисье

Перед посещением новой выставки в НГХМ не забудьте загрузить бесплатное мобильное приложение Artefact. Оно доступно на сайте ar.culture.ru.

Как отмечают разработчики приложения, оно дает доступ к фактам, которые раньше были известны только музейным специалистам, показывает произведение искусства таким, каким раньше его видели только реставраторы и хранители музеев.

Так и хочется воскликнуть: «До чего техника дошла!» и поблагодарить создателей Artefact за возможность побывать в закулисье реставрационной мастерской.

Светлана Муратова
Фото Алексея Манянина

  • 027 (1191) 12.04.2017

Свежий номер

Свежий номер

091 (1255) 08.11.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru