День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Мифы в искусстве: о похищении и обольщении

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/mify-v-iskusstve-o-pokhishchenii-i-obolshchenii#sigProGalleria96e95d8a95
joomlamodniyportal.ru

На прошлой неделе в Нижнем Новгороде открылась выставка, которая называется «Чарующее мифов волшебство…». На ней можно увидеть картины, гравюры, предметы декоративноприкладного искусства западноевропейских мастеров XVI – начала XX веков, которые созданы по произведениям на мифологические сюжеты, в частности знаменитые любовные истории, связанные с темой похищения и обольщения.

Поделиться радостью

На выставке представлены около двадцати различных экспонатов, посвященных похищению Европы. Эта тема стала на выставке центральной. Другая тема – миф о союзе прекрасной царевны Леды и лебедя. Именно с картины по этому сюжету и началась коллекция. В общей сложности в экспозицию вошли 117 работ на темы античных легенд: 26 картин, 11 гравюр и 80 предметов декоративно-прикладного искусства таких мастеров, как Франсуа Буше, Виктор Оноре Янсенс, Ноэль Николя Куапель, Иоганн Борк и других. Все они привезены из частной коллекции. Больше половины произведений демонстрируется впервые. И это лишь четвертая часть всей имеющейся коллекции.

«Все экспонаты связывает общая тема – мифы Древней Греции. Классические мотивы и сюжеты во все времена вдохновляли художников на создание творений, а коллекционеров, как мне кажется, на пополнение своих собраний, – пишет во вступительной статье к каталогу выставки коллекционер Ольга Затеева. – Запоминающиеся образы античных богов и героев служат не только эталоном красоты, но и своеобразной точкой отсчета для всех тех, кто стремится наполнить свою жизнь радостью от встречи с искусством. Мое искреннее желание поделиться со зрителями яркими впечатлениями, возникающими в момент соприкосновения с наследием западноевропейских мастеров, послужило стимулом для реализации проекта».

Экспозиция объединяет произведения из благородных металлов, резной кости, фарфора, эмали с целым рядом графических и живописных работ. А знакомство с ней позволяет проследить, как один и тот же мифологический сюжет развивался в разных видах искусства в разные времена.

Уникальные экспонаты

О коллекции рассказала куратор проекта Татьяна Тютвинова. Она отметила, что многие показанные произведения представляют большой интерес не только для любителей искусства, но и для профессионалов. Изделия собирались в течение 20 лет, а география экспонатов – это Франция, Италия, Испания, Германия, Австрия. Реставраторы обнаружили, что многие экспонаты уникальны.

Например, на выставке можно увидеть блюдо XVI века, где изображена битва лапифов с кентаврами. Такие тарелки служили важным элементом декоративного убранства жилья и часто выполнялись на заказ в единственном экземпляре. Есть несколько блюд более поздней работы, но также уникальных.

Как отметила Татьяна Тютвинова, сейчас некоторые музеи отказываются от изделий декоративно-прикладного искусства, особенно из кости, поэтому такие произведения можно увидеть только в частных коллекциях.

– Кость – материал прочный и вместе с тем хрупкий, подверженный быстрому разрушению, – говорит куратор выставки. – С древнейших времен кость использовалась для скульптуры малых форм. Достаточно вспомнить фигурки так называемых палеолитических Венер, чтобы понять насколько глубоко уходят корнями в прошлое традиции косторезного дела.

Особого внимания заслуживают скульптурные группы, созданные резчиками из французского города Дьеппа. В экспозицию выставки включен великолепный корабль-солонка. Это один из предметов столового гарнитура, который служил в Вене для сервировки стола в домах богатых горожан второй половины XIX века.

Самое раннее по времени создания из представленных произведений – гравюра немецкого художника Ганса Бехама, которая датируется 1548 годом. В ней нашла отражение любовная тема Леды и лебедя. Заставляет вспомнить историю об утраченном шедевре Леонардо да Винчи, вокруг которого до сих пор не умолкают споры, картина «Леда и лебедь» неизвестного флорентийского мастера конца XVI века, включенная в экспозицию. Полотно было приобретено на аукционе как копия с работы итальянского художника Джованни Антонио Бацци.

Действует возрастной ценз

– Выставка получилась стилистически единой, – считает Татьяна Тютвинова. – Но мы не просто так поставили 16+, потому что есть моменты, которые могут некоторых посетителей смутить.

Это эротический подтекст мифологических сюжетов. Особенность древнегреческой культуры – это показ красоты тела. Греки были убеждены, что в красивом теле содержится прекрасная душа. Для них одно не могло существовать без другого. Это отражено и в греческой мифологии.

– Мифологические сюжеты с эротическим подтекстом во все времена будоражили творческое воображение художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, стремившихся обрести свободу самовыражения, – говорит куратор выставки Татьяна Тютвинова. – Поиски творческой независимости способствовали появлению на свет весьма оригинальных произведений, которые по сей день вызывают множество дискуссий. Без преувеличения можно сказать, что проект «Чарующее мифов волшебство…» погружает зрителя в мир художественных загадок. Он тематически объединил произведения разных видов искусства.

Также организаторы подготовили для посетителей образовательную программу. 25 февраля в 15 часов начнется лекция «Искусство гравюры», а 4 марта – «Разоблаченная красота». Предусмотрена экскурсия-квест. Также будет работать «Мифическая лаборатория», где дети смогут все узнать о мифах, пока родители смотрят выставку.

Подготовила Светлана Муратова

Фото Алексея Манянина

  • 007 (1279) 31.01.2018

Свежий номер

Свежий номер

066 (1338) 08.08.2018
Все видео


Партнеры


gosu

© 2018  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru