День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Итальянское с нижегородским

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/italyanskoe-s-nizhegorodskim#sigProGalleria2a4714ca91
joomlamodniyportal.ru

Ренессансные идеи и образы проникли в отечественную культуру так глубоко и стали настолько привычны, что мы порой не замечаем их присутствие. Реплики и прямые цитаты архитектуры эпохи Возрождения и сегодня можно встретить на нижегородских улицах. Об удивительном открытии рассказал искусствовед и экскурсовод Антон Марцев на лекции «Вита нижегородика: итальянское Возрождение в Нижнем Новгороде». Мероприятие прошло в музее «Арсенал» в рамках параллельной программы к выставке «Названо Вазари. Возрождение».

Как дома

В январе 2014 года наша семья отправилась на зимние каникулы в Италию. Верона, Милан, Рим, Венеция, Флоренция. Убранство соборов с тонким изяществом отделки. Красивейшие пейзажи, развалины древнего Рима, флорентийские мостики, миланские гомонящие улицы. В туристической группе была студентка из Петербурга, которая, не переставая фотографировать, время от времени восклицала: «Ну просто как у нас в Питере!» Отчасти девушка оказалась права. Город на Неве строился под влиянием европейской культуры. Поэтому многие здания Северной столицы имеют черты итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Тем не менее в Нижний Ренессанс пришел даже раньше Петербурга.

Кремлевские мерлоны

– Построенный в начале XVI века Нижегородский кремль не просто ровесник эпохи Возрождения, – говорит Антон Марцев. – В его сооружении участвовал итальянский мастер Петр Френчушко Фрязин (как его называет летопись), или Пьетро Франческо (как его, вероятно, звали на родине). Архитектор Святослав Агафонов в 1930-е годы обнаружил сходство строения кремлевских башен с башней на одном из рисунков Леонардо да Винчи. Не утверждая при этом его авторство, а только подчеркивая передовой характер конструкций нижегородской крепости. И, конечно, это не позволяет судить о связи Петра Фрязина с Леонардо. Существуют и разные мнения насчет степени влияния да Винчи на конечный результат. Итальянский характер нашей крепости сейчас подтверждается исследователями (например, Константином Носовым). Самый очевидный «итальянизм» нашего кремля, не требующий специальных знаний, – зубцы его стен и башен с выложенной из кирпича «галочкой», имитацией мерлонов (этот элемент еще называют «ласточкин хвост»), вроде тех, что знакомы нам по стенам Московского кремля. Большинство зубцов Нижегородского кремля были восстановлены Агафоновым уже в XX веке на основе нескольких оставшихся нетронутыми. Однако само украшение мерлонами – чисто итальянская традиция оформления зданий и замков в Милане, Вероне, Болонье.

«Нижний на Рим похож»

– Когда государственная граница отодвинулась и угроза нападения отступила, кремль стал административным центром нашего города, – продолжает лектор. – По утвержденному в 1770 году регулярному плану на башни кремля ориентировались улицы Верхнего посада, лучами сходясь к Благовещенской площади (сейчас площадь Минина и Пожарского). Это позволило краеведу Александру Гацискому написать: «С Благовещения и Нижний на Рим похож». Что автор имеет в виду?! Гациский сравнивает Нижний с Римом не напрямую, а через Петербург, где несколько улиц сходятся к Адмиралтейству. Вместо Невы – стена крепости, вместо улицы Гороховой – улица Варварская, которая выходит на Дмитриевскую башню кремля, вместо Вознесенского проспекта – улица Большая Покровская, а вместо Невского проспекта – улица Тихоновская (Ульянова). Лучевая планировка впервые появилась в Риме. Три улицы сходятся к Народной площади (Пьяцца дель Пополо), образуя «римский трезубец».

Любовь к обелискам

– В XVI веке при перепланировке Рима архитектор Доменико Фонтана ставит в ключевых местах города египетские обелиски, – замечает Антон Марцев. – Обелиски привозились в Италию еще в древнеримскую эпоху. В эпоху Возрождения их нередко находили в земле и устанавливали уже на новых местах. Такой обелиск становился символом вечности и мудрости. В Нижнем тоже есть обелиск – в кремле. Установленный в 1828 году как памятник ополчению Минина и Пожарского. При транспортировке обелиск раскололся. Архитектор Авраам Мельников позднее соединил его из двух частей. Однако досадная неудача сделала обелиск еще более ренессансным, ведь многие обелиски Рима изначально обнаруживались расколотыми.

«Он же памятник!»

Получив приглашение на лекцию Антона, я была немало заинтригована. В анонсе говорилось: «Вы узнаете, что может объединять Кузьму Минина и Микеланджело, «Красное Сормово» и семью Медичи». Предположила, что скульптуры Микеланджело и памятник Минину и Пожарскому выполнены в традициях античности, что было свойственно эпохе Возрождения. Отечественные герои одеты в туники, да и меч со щитом у них совсем не древнерусские. Оказалось все гораздо интереснее. Перед домом № 1 на улице Минина в 1955 году был установлен бюст Кузьмы Минина. «Автор Андрей Кикин, вероятно, вдохновлялся ренессансным образом Моисея работы Микеланджело, – предполагает лектор. – Об этом говорят и близкий поворот головы, и схожесть брошенного из-под напряженного лба взгляда, и выразительность крепко сомкнутых губ, и выбор мрамора в качестве материала». Я обнаружила, что наш Минин – не только Моисей, как считает Марцев, но и вылитый знаменитый Давид того же Микеланджело, только старше.

Ответ на второй вопрос: на жилом доме завода «Красное Сормово», что на Большой Покровской улице, имеется герб семьи Медичи – шестиугольный щит с семью шарами. О том, что означают шары на гербе, версии существуют разные. На фасад советского дома (1953 года постройки) герб попал потому, что к тому времени стал одним из декоративных атрибутов ренессансной эпохи.

Дом на Печерской и церковь Святого Мины

– Сравним деревянный дом с мезонином на Большой Печерской улице и церковь Святого Мины (San Miniato) во Флоренции (любопытное совпадение имени святого с отчеством-фамилией нашего легендарного нижегородца, но не в этом суть), – продолжает лектор. – Архитектор, конечно, не думал о средневековой флорентийской церкви, когда проектировал деревянный дом в Нижнем Новгороде. Но глубокое проникновение итальянской культуры в отечественную подспудно рождало такие сходства. Мне же два здания напомнили схему дворца Рукавишникова – рисунок из книги Татьяны Виноградовой «Гуляя по старому Нижнему…», выполненный Александром Анисимовым. А именно, дом тетки Рукавишникова, который не снесли, а красиво вписали в новую усадьбу. Татьяна Павловна пишет: «Известна литературная версия Ивана Сергеевича Рукавишникова: дом на набережной принадлежал пожилой родственнице, которая, категорически не желая его покидать, продолжала в нем жить даже во время строительства, терпя неудобства». А может, небольшой дом на Верхневолжской в классическом стиле, вышедшем из позднего Возрождения, был настолько удобен для жизни, что Сергей Рукавишников решил его сохранить и просто спрятал в новом дворце?

Между тем в усадьбе имеются и другие секреты. Например, Антон Марцев усмотрел в декоре выходящей на балкон стены дворца изображения дельфинчиков. Дельфинами в таком гротескном виде в эпоху Возрождения украшали стулья, шкафы, шкатулки. К слову, архитектурный стиль усадьбы в большей степени подражает барокко, но с элементами других стилей, включая Ренессанс. Существует легенда о том, что когда Рукавишникова спросили, в каком стиле ему построить дом, тот ответил: «Стройте во всех, денег на всё хватит!»

Нижегородские палаццо

– Первые ренессансные палаццо (дворцы) появились во Флоренции в XV веке, – продолжает искусствовед. – Это были жилища знати. Самый известный палаццо того времени – дворец Медичи–Рикарди. Здесь появляются принципы, по которым позднее будут строиться аналогичные здания. Первый этаж палаццо, цокольный, словно сложен из больших блоков дикого камня. Он самый «тяжелый» визуально. Выше декор облегчается: на втором этаже есть только четкий рисунок кладки, а на третьем малозаметен и он. Окна второго и третьего этажей сдвоенные, объединенные небольшими колоннами. И обязательно сильно выступающий карниз крыши. В Нижнем ближе всего к классическому палаццо – здание бывшего детского приюта на улице Ульянова, построенное в 1860–1870-е годы по проекту архитектора Роберта Килевейна.

Piazzetta Cosimo del Mina

– Самое итальянское место в Нижнем Новгороде – небольшой кусочек площади Минина и Пожарского ближе к Чкаловской лестнице, – завершает разговор Антон Марцев. – Там, где стоит мраморный бюст Кузьмы Минина. Примыкающая к большой площади «площадка» – всамделишный городской ансамбль. Самое старое строение – бывшая духовная семинария – классицизм 1820-х годов. Здание слева по улице Минина – построенный в 1954 году жилой дом Горьковского автозавода (архитекторы Александр Тюпиков и Вадим Воронков). Советский ампир, «стиль победы». Здесь тоже немало итальянского: элементы ордера, вазоны, венки, выделенный горизонтальным рустом цоколь. Но главная роль отведена дому rрайисполкома (№ 1), возведенному к 1938 году (в советское время дом называли обкомовским). Архитектор Александр Яковлев (старший), проектируя самое высокое на тот момент строение в округе, специально отодвинул его от красной линии, образовав эту самую «пьяцетту». Фасад дома отражает существовавшую тогда ориентацию на «освоение классического наследия», отчего здание предстает перед нами фантазией на тему флорентийских палаццо (трехчастное деление по вертикали, «утяжеленный» цоколь с входом по центру и сильно выступающий карниз). Вместе с бюстом и 500-летним кремлем это место вполне может быть названо на итальянский манер Piazzetta Cosimo del Mina.

Елена Анисимова

Фото автора, Алексея Шевцова,

а также из архива Антона Марцева

  • 016 (1874) 01.03.2023

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

036 (2013) 03.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru