День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Искусство северной готики и Ренессанса

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/iskusstvo-severnoj-gotiki-i-renessansa#sigProGalleria1ffbb47c81
joomlamodniyportal.ru

6 марта в НГХМ / Зарубежное искусство на Верхне-Волжской набережной открылась экспозиция «Искусство северной готики и Ренессанса». Ансамбль памятников старины, обладающих внутренним стилистическим единством и высоким художественным качеством, включает произведения, созданные мастерами Германии, Франции, Нидерландов конца XV – начала XVII веков.

Эротизм северного Возрождения

Наталья Свирина, старший научный сотрудник НГХМ, говорит, что новая экспозиция позволяет проследить особенности развития культуры Северной Европы ренессансного периода. Известно, что на итальянское Возрождение повлияла античность с ее культом телесной красоты, земной жизни. А на северный Ренессанс оказала воздействие готика с ее мистикой и мрачностью, возвышенностью, интересом к обыденным деталям и загадочным языком символов. На картинах художников северного Возрождения люди не так красивы, как те, что нарисованы у Рафаэля, не так сильны, как у Микеланджело, но изображены с уважением к их личности, внутреннему миру. У северян сохраняется религиозный дух Средневековья с его законами. И если у итальянцев обнаженное тело в искусстве воспринималось спокойно и Микеланджело написал их множество даже на потолке Сикстинской капеллы, то подобные примеры на севере редки. Так, изображения Адама и Евы на Гентском алтаре ван Эйка и диптихе Дюрера имели сложную судьбу и долго воспринимались как непристойные.

В этом смысле «Лукреция» знаменитого художника немецкого Возрождения Лукаса Кранаха Старшего – подлинная жемчужина Нижегородского художественного музея.

В основе композиции – история римлянки Лукреции. Обесчещенная царем Тарквинием Гордым, она предпочла убить себя, чем жить с позором на сердце. Трагическая гибель женщины стала причиной народного восстания. В произведении Лукаса Кранаха героическое начало отступает на второй план, уступая место изысканной поэтичности. Лукреция грациозно демонстрирует прелесть обнаженного тела. В ее образе художник воплощает определенный тип женской красоты.

«Голгофа» «адского» Брейгеля

Еще одно полотно высочайшего художественного качества, представленное на выставке, – «Голгофа» Питера Брейгеля Младшего. Художник был прозван «адским» из-за его многочисленных работ, посвященных теме Страшного суда и ужасов ада. Следуя сложившейся в Нидерландах традиции, Брейгель изобразил сцену Распятия на фоне реалистично написанного пейзажа: высокие деревья, покрытые заленью холмы, виднеющиеся на заднем плане стены и башни Иерусалима. На первый план художник выводит толпу. Вокруг воздвигнутых на Голгофе крестов собрались люди различных сословий: крестьяне, солдаты, ремесленники, священники. Занятые своими делами, они не придают значения величию события, совершающегося на их глазах.

Алтарные композиции и деревянные скульптуры

Экспозиция включает интересные образцы алтарных композиций на библейские сюжеты. Это и масштабное полотно «Се Человек» неизвестного мастера XVI века, где отражен характерный для искусства северного Возрождения интерес к окружающей действительности. Это и работа неизвестного немецкого мастера XVI века «Видение Марии Магдалины в пустыне» с детальной прорисовкой пейзажа. Это и «Сцена казни Иоанна Крестителя» немецкого художника, которую отличает внимание к подробностям и глубокая эмоциональность подачи евангельского сюжета.

Вторая составляющая экспозиции – собрание резной деревянной полихромной скульптуры из Нидерландов, Франции, Германии. Скульптуры располагались в алтарях, образуя миниатюрные архитектурные ансамбли, лаконично вписывающиеся в единое пространство церкви. Французскую готику в новом зале отразили слепки фигур царя Соломона и царицы Савской, воссозданные в 1914 году в мастерской «Музея сравнительной скульптуры в Трокадеро».

В постоянной ротации

По словам генерального директора Нижегородского художественного музея Романа Жукарина, в новой экспозиции представлены уникальные произведения искусства, которые нельзя увидеть ни в одном другом музее страны. Данное обстоятельство делает Нижегородский художественный музей одним из наиболее значимых музеев России.

– До последнего времени экспозиция находилась в постоянной ротации, – рассказывает Роман Жукарин. – Периодически устраивались выставки одной картины. Но чтобы полноценно представить в музее всю коллекцию… не было места. Мы находились в процессе реставрации, переездов, ремонтов, выездных выставок. Так, совсем недавно полноценная выставка западноевропейского искусства выезжала в Екатеринбург. И сегодня для нас очень ответственный момент, потому что мы открываем зал готического искусства и северного Возрождения, очень важный для нашего учреждения как музея академического искусства. Экспозиция должна дать хороший импульс для работы музея. Будет много параллельных программ, новые аудиогиды, причем отдельные для подростков и для взрослых. Коллекция имеет хорошую перспективу для привлечения туристов и посетителей.

Елена Анисимова

Фото автора и НГХМ

  • 019 (1996) 13.03.2024

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

036 (2013) 03.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru