День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Новое звучание «Готики» на Волге

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/karta-goroda/novoe-zvuchanie-gotiki-na-volge#sigProGalleriaf95735ddef
joomlamodniyportal.ru

Премия Нижнего Новгорода в номинации «Архитектура, дизайн и благоустройство общественных пространств» в этом году вручена коллективу реставраторов за проект «Сохранение объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс банка Рукавишниковых». Мы беседуем с руководителем архитектурного бюро «АСГАРД» Александром Шумилкиным.

Справка:

Комплекс банка Рукавишниковых – архитектурный ансамбль в историческом центре Нижнего Новгорода. Построен в 1913–1916 годах. Ансамбль состоит из трех зданий: банка на улице Рождественской, промышленного корпуса на Нижневолжской набережной и корпуса, соединяющего два здания.

Двор, арка, интерьеры

Премией Нижнего Новгорода отмечена комплексная реставрация бывшего промышленного (если быть точным, торгового) корпуса С. М. Рукавишникова и приспособление его под современное использование. Подобного рода работы были проведены впервые за более чем 110-летнюю историю этого великолепного здания.

– Дворовый фасад здания на Нижневолжской набережной сейчас имеет серьезные преобразования с точки зрения реставрации, – начинает рассказ Александр Шумилкин. – Сам «готический» корпус был построен в 1908–1911 годах (уточненная датировка). Чуть позже вдоль его дворового фасада выполнили одноэтажный кирпичный пристрой. А уже в советское время этот пристрой увеличили до двух этажей – в виде галереи с огромными окнами, что было продиктовано новым назначением старого здания. И прежний образ постройки исчез. Взявшись за работу, мы предложили сделать второй этаж как пешеходную, прогулочную улицу, но – внутри здания, стилистически связав ее с первым, историческим, этажом. А также подвязали все другие новые элементы третьего и четвертого (мансардного) этажей с общей композиционной идеей Федора Шехтеля. Чтобы внешне это смотрелось как единое целое. Подобным образом мы подошли и к раскрытию арки, разрезанной пополам советским перекрытием.

Основные работы касались интерьеров здания. Изначально здесь были магазины и конторы торговых фирм (в бельэтаже), но очень недолго – уже в 1915 году в корпусе разместились портняжная и сапожная мастерские. В советское время началось активно развиваться швейное производство, торговые залы стали швейными цехами с рядами станков – известная фабрика «Маяк». Затем фабрика умерла, огромные помещения рождали ассоциации с известными фильмами Андрея Тарковского. Когда мы приступили к работе, заказчик поставил задачу – создать совершенно новое «звучание» старого здания, преобразовав его в учебно-зрелищный центр с большим многофункциональным залом. В итоге появилось новое культурное пространство Нижнего Новгорода – академия «Маяк» им. А. Д. Сахарова госкорпорации «Росатом».

– Одновременно с реставрационными рабами здание наполнилось современными инженерными системами, – продолжает Александр Шумилкин. – Это и воздуховоды, и вытяжная вентиляция, и освещение, т. е. все то, без чего невозможна работа современного здания учебного центра. Что было принципиально «реставраторского» с нашей стороны? Мы сейчас с вами стоим на подлинной плитке начала XX века Villeroy & Boch, которая была снята по всему зданию и отреставрирована. Степень ее утраты – более 30 процентов. Мы приняли решение не докомпоновывать напольную плитку новыми материалами, но, пусть и в меньших объемах, использовать подлинную. Плитка восстановлена на площади 3 тысячи квадратных метров. Великолепная плитка украшает стены главного входа. Сохранены и другие изюминки – например, детали шахты лифта (или подъемной машины, как его тогда называли), едва ли не первого в нашем городе. Воссоздана металлическая лестница. На фасаде воссозданы металлические окна первого этажа. На крыше восстановлен парапет. Даже несколько люков торгового дома «Мюр и Мерилиз» уцелело – в настоящее время они относятся к реликтам городской инфраструктуры конца XIX – начала XX веков.

Новая московская архитектура

Происходивший из семьи баварских колонистов Франц-Альберт (Федор Осипович) Шехтель – один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском зодчестве начала ХХ века.

– Мы можем лишь догадываться, почему Сергей Рукавишников остановил свой выбор именно на этом зодчем, – рассказывает Александр Сергеевич. – Не исключено, что Шехтель был причастен к обустройству его имения в селе Подвязье Горбатовского уезда (ныне Богородский район Нижегородской области) с большим образцовым хозяйством. А продававшееся в Нижнем Новгороде восхитительное сливочное масло с «фермы» Рукавишникова было расфасовано «в фунтовые и полуфунтовые формы», выполненные по рисунку Шехтеля. Весьма скудные сведения имеются на сегодня и по истории строительства самого здания на Нижневолжской набережной. Возможно, оно рассматривалось как альтернатива обветшалым корпусам старого городского Гостиного двора в районе Скобы (не сохранились), вопрос о замене которых неоднократно поднимался в начале ХХ века. Важно другое – очевидное созвучие эстетических представлений заказчика и зодчего. Пышная, чрезвычайно перегруженная, кричащая эклектика, доминировавшая во вкусовых предпочтениях молодого Рукавишникова, уступила место веянию нового архитектурного стиля, связывавшего культуру России с открытиями признанных мировых генераторов новых идей. Федор Шехтель прекрасно адаптировал здание к конкретной градостроительной ситуации. Оно получило ярко выраженный силуэт и крупный масштаб, что связано с восприятием речного фасада корпуса с акватории Волги.

Своей работой Шехтель привнес в архитектуру торгово-деловой части города – «нижегородского Сити» – определенные черты столичности. Первый серьезный исследователь всей русской архитектуры модерна академик архитектуры Е. И. Кириченко так писала о нижегородской работе Шехтеля: «Поражает безудержный порыв вверх, заставляющий забыть о прозаическом назначении этого проекта. Готицизм и своеобразный западноевропейский налет, отличающий композицию в целом, очевидно, ассоциативно связан с желанием зодчего выразить этой композицией сходство между Нижним Новгородом и ганзейскими городами». Корпус построили на уже обжитом участке. Вообще надо сказать, что семейство Рукавишниковых обосновалось здесь, в Троицком приходе Нижнего базара, еще в первой половине XIX века. Во время обследования фундамента мы нашли останки стен домов-предшественников. Есть предложение сделать на этом музей археологии в виде закрытых стеклом помещений во дворе. Чтобы люди могли почувствовать наслоения эпох и культур.

Единственное в городе

Архитектурный стиль промышленного корпуса банка Рукавишниковых относится к позднему модерну. Сама эпоха модерна в России была очень краткой. В Нижнем Новгороде зданий, целиком выполненных в этом стиле, сохранилось очень мало. Их и было мало – сравнивая, скажем, с Петербургом, Ригой, Москвой. Нижний Новгород был все-таки город консервативный. За минувшие десятилетия таких домов стало еще меньше. Для модерна, в частности, характерна фасадная плитка с названием «кабанчик» – прочная и надежная в эксплуатации. Прямые поставки шли из Австро-Венгерской империи, потому что в Российской империи такую плитку тогда не делали. Все оконные рамы, переплеты и двери в корпусе сделаны в металле. В этом смысле это единственное здание в городе. Все рамы сейчас отреставрированы. Мы с заказчиком сошлись во мнении, что работа Федора Шехтеля настолько уникальна, что мы как патриоты своей страны хотим это сохранить и подчеркнуть. Сохранены люксферы – окна освещения, вставленные в межэтажные перекрытия для естественного освещения подвала здания.

Новое ощущение пространства

– Главный фасад здания на Нижневолжской набережной был отреставрирован два года назад, к 800-летию Нижнего Новгорода. Часть работ мы дополняли. Часть – переделывали. Что принципиально поменялось на главном фасаде – мы раскрыли арку и отреставрировали ее. Там восстановлен потолок свода и металлические декоративные элементы. Нам была поставлена задача: человек, который попадает внутрь здания, должен понимать, что он находится в принципиально новом пространстве, которое показывало бы новую культуру реставрации и одновременно новое мироощущение пространства. Поскольку это административное здание с лекционными аудиториями, то тема книг специально подчеркивается. В романах о Гарри Поттере, как известно, существует Хогвартс, а в нем – основной учебный зал. Тема учебного зала и нам, и представителям Росатома, понравилась своей научностью. Нами имитирована библиотека под собрание старинных английских книг, английские интерьеры и огромные летающие свечи. Мы стремились одновременно воплотить и дух истории, дух знаний, и дух будущего.

Роль Росатома

– Александр Табачников – куратор всех строительных гражданских проектов Росатома. Сергей Оверин – руководитель конкретного проекта реставрации этого здания, царь и бог на этом объекте. Табачников сюда приезжал каждый месяц. Сергей Алексеевич каждый день здесь. Сразу было сказано: «Мы хотим, чтобы было сделано хорошо и на века». Все идеи обсуждались, после чего вырабатывались совместные решения. Здесь работают система «Умный дом», система автоматического кондиционирования, освещения и включения, противопожарная система. Максимальная цифровизация. Насколько оказались совместимы конструкции начала XX века и суперсовременные системы века двадцать первого? Мы провели детальное обследование всех исторических полостей для размещения оборудования. Например, в подвале раньше располагались печи, которые переходили на крышу в виде труб. Мы эти трубы восстановили. Как декоративные элементы, естественно. Полости под трубы в настоящее время использованы для размещения коммуникаций – электрика и прочее. Здание оборудовано новейшими системами так, чтобы никоим образом не задеть подлинные конструкции и элементы.

Обратная связь

– Работа по этому проекту шла в очень сжатые сроки. Конкурс выиграла строительная компания из Санкт-Петербурга ООО «Аспект», которая имела богатый опыт ресторации исторических зданий в Питере, включая те, где архитектором выступал Федор Шехтель. Нам с ними работалось очень комфортно. Я говорю сейчас о внимании к истории, к деталям и элементам. Они понимали, о чем мы говорим, не переспрашивая. В итоге нам удалось реализовать этот проект параллельно со стройкой в один год. Нам важно было воссоздать дух места. Те нюансы, на которые автор обращал в своем творчестве особое внимание, которые он считал важными и подчеркивал их. Мы изучили творчество Шехтеля в Москве и Санкт-Петербурге. Очень плотно работали с профессором ННГАСУ Татьяной Виноградовой. Татьяна Павловна близка с современными продолжателями рода Рукавишниковых. Она дала нам, по сути, нематериальную часть духа места. Рассказала подробно о том, какие задачи ставил заказчик перед архитектором. У Рукавишникова были огромные деньги, он мог сделать все, что хотел. А он сделал столичную архитектуру в Нижнем Новгороде. Торжественную, но не кичащуюся, а более спокойную и взвешенную.

Премия на СВО

Церемония вручения премии Нижнего Новгорода в этом году проходила не в здании мэрии, как обычно, а в академии «Маяк», которая и занимает промышленный комплекс банка Рукавишниковых. Что само по себе символично и подчеркивает лишний раз значимость для города отреставрированного объекта.

– Подавая заявку на премию города, мы сразу написали, что в случае победы все деньги будут отправлены в нижегородские батальоны, которые сейчас находятся на СВО, – говорит Александр Шумилкин. – Мы храним культуру нашей страны и ее самобытность. Без прошлого нет будущего. А ребята на СВО хранят нашу культуру физически.

Сергей Анисимов

Фото из архива архитектурного бюро «АСГАРД» 

  • 077 (1935) 30.08.2023

Дата публикации

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru