День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Маршрутки: дикие извозчики или цивилизованный городской транспорт?

Маршрутные такси — это палочка-выручалочка для многих горожан. Юркие и снующие по маршруту с гораздо меньшими интервалами, чем большие муниципальные автобусы, они пользуются популярностью как вид городского общественного транспорта. Но к конкретным маршруткам, водителям и частным перевозчикам у нижегородцев столько претензий, что некоторые предлагают не решать каждую возникающую проблему с маршрутками, а просто ликвидировать маршрутные такси как вид городского транспорта. Тем более что март 2015 года еще раз напомнил нам всем, что маршрутки могут быть очень опасным видом транспорта.

ДТП с участием маршруток, плохое состояние автобусов, не знающие город водители, отсутствие кондукторов и громкий «шансон» в салонес этим уже не первый год пытаются бороться городские власти. А частные перевозчики вместо работы над ошибками требуют увеличения стоимости проезда.

Так станут ли маршрутные такси в Нижнем Новгороде безопасными и комфортными для пассажиров? Перестанут ли маршрутки обслуживать только выгодные маршруты и только в удобное для себя время? Нужны ли они вообще в городе, где есть трамваи, автобусы, троллейбусы и метро? И сколько нужно платить за проезд, чтобы маршрутные такси стали цивилизованным и безопасным городским транспортом?

Проблема с бородой

«Вчера на еженедельном оперативном совещании в мэрии руководитель городского департамента транспорта… заявил о необходимости юридического регулирования административных правонарушений среди частных предпринимателей — владельцев маршрутных такси. Поводом для возобновления дискуссии о контроле за нарушениями среди частных автовладельцев и водителей послужило воскресное ДТП на Нижневолжской набережной: водитель маршрутного такси не справился с управлением, в результате чего автобус перевернулся и девять человек пострадали…

…Отсутствие всякого контроля за владельцами маршрутных такси со стороны городской администрации, по мнению руководителя городского департамента, является одной из косвенных причин подобных ДТП.

Мэр города… заметил, что обозначенная проблема возникала еще полгода назад, однако тогда дальше разговоров дело не пошло. Теперь же городская администрация намерена выступить в думе Нижнего Новгорода и в Законодательном собрании области с инициативой юридически урегулировать полномочия городского департамента транспорта в отношении предпринимателей — владельцев частных маршрутных такси. Кроме того, в течение года в Нижнем Новгороде будет создана единая диспетчерская система. Разработать ее поручено городскому департаменту транспорта и связи. Согласно программе диспетчеризации, все пассажирские транспортные средства должны работать по единому для всего города расписанию. Впрочем, данный вопрос обсуждается в администрации Нижнего Новгорода уже не первый год. При этом изменений пока нет».

Как вы думаете, когда появилась эта заметка на ленте информагентства «Коммерсант.ru»? В июне 2003 года! А кажется вполне актуальной и сегодня. Достаточно посмотреть хотя бы выборочную статистику аварий с участием маршрутных такси за последние полгода.

Частные или муниципальные?
Мы провели опрос нижегородцев всего лишь на одной остановке общественного транспорта — на площади Минина. Спрашивали о том, какой вид транспорта — муниципальный автобус или маршрутное такси — предпочтут пассажиры. Конечно, на стопроцентную репрезентативность мы не претендуем, но все же результаты этого опроса весьма показательны.
Итак, 26 марта в середине дня на остановке возле кремля находилось 14 человек. У троих (одного студента и двух пенсионерок) были проездные билеты. Они ответили, что поедут на муниципальном автобусе.
Еще трое пассажиров сказали, что ни за что не сядут в маршрутку из-за лихой манеры езды водителей и прокуренного салона.
Пятеро ответили, что поедут на том, что первым подойдет. А трое остальных предпочитают маршрутку, потому что на ней быстрее.
Кроме того, многие спрашивали, будут ли в маршрутках когда-нибудь действовать единые проездные билеты.

Не разъехались с другими участниками движения

Даже аварийная статистика за один месяц — март нынешнего года — красноречиво свидетельствует: маршрутки — опасный участник дорожного движения.

7 марта 2015 года около 8 часов утра на перекрестке Большой и Малой Покровской на нерегулируемом пешеходном переходе при повороте налево маршрутка Т-19 совершила наезд на 12-летнюю девочку, пересекавшую проезжую часть. В результате дорожно-транспортного происшествия ребенок получил ранения, не совместимые с жизнью.

14 марта на улице Строкина 38-летний водитель, управляя автобусом ЛиАЗ-525626 (маршрут № 65), выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с маршруткой Т-37. В результате ДТП пострадали две пассажирки ЛиАЗа, а также три пассажирки маршрутки.

16 марта на Молитовском мосту столкнулись маршрутки Т-98, Т-46 и социальный автобус № 40. По предварительным данным, водитель одного маршрутного такси при перестроении в другой ряд не справился с управлением и врезался сначала в социальный автобус, а потом в другую маршрутку. В результате, по разным данным, пострадали 15 человек.

24 марта произошло ДТП с участием двух маршрутных такси на улице Минина на остановке «Технический университет». Участниками ДТП стали маршрутные такси Т-85 и Т-45.

А еще, как свидетельствует статистика ДТП, маршрутки — агрессивный участник дорожного движения. Часто манеру вождения маршрутников можно описать словами из детской считалки: «Кто не спрятался, я не виноват!» Правда, последствия такой езды далеко не детские.

ГИБДД фиксирует повышение аварийности

По словам начальника отдела ГИБДД управления МВД России по Нижнему Новгороду Валерия Иванова, за последние три года наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий по вине водителей автобусов. Причем это рост ДТП с пострадавшими — погибшими и ранеными.

По статистике областного УГИБДД, в 2014 году по вине водителей общественного транспорта было совершено 116 ДТП. В авариях погибло десять человек, годом ранее — пять.

За два месяца 2015 года на территории города зарегистрировано 13 ДТП по вине водителей. В результате один человек погиб и 17 получили ранения. Рост составил 86 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

— Проблема многогранна, и ее решение зависит как от контроля со стороны администрации города в лице департамента транспорта и связи, так и от частных перевозок, — считает Валерий Иванов. — Зачастую перевозчики не выполняют договорные обязательства: выпускают на линию в хаотичном порядке то количество автобусов, которое необходимо им с точки зрения получения прибыли. В этом случае вопрос безопасности остается на последнем месте. Мы видим, что идет наслоение маршрута на маршрут, дублирование маршрутов. В борьбе за пассажиров водители устраивают гонки, а безопасность людей уходит на второй план.

Еще одна проблема — низкий уровень подготовленности водителей. Большое число водителей за рулем маршруток — это граждане из стран ближнего зарубежья. Они допускают значительное количество нарушений правил дорожного движения. Госавтоинспекцией были выявлены факты, когда эти водители были за рулем с поддельными водительскими удостоверениями, с недействительными удостоверениями или оказались вообще лишенными права управления.

— Мы привлекаем таких водителей к ответственности — составляем административные материалы, а потом эти материалы направляем в суды, которые выносят решения лишить права управления, а автобусы поставить на штрафстоянку. Одной из мер, принимаемых по таким материалам, является запрет эксплуатации транспортного средства. В отношении должностных лиц, которые выпустили водителей, лишенных права управления, на линию, возбуждаются административные дела и выносятся решения, — сказал Иванов.

Работа по проверке автобусов и частных перевозчиков сотрудниками отделения технического надзора госавтоинспекции идет постоянно. За два месяца был проверен 821 автобус, 240 из которых эксплуатировались при наличии технической неисправности. К ответственности были привлечены 382 водителя по разным составам административных правонарушений. Сотрудниками городского технического надзора с 1 января по 26 марта было выявлено более 340 административных правонарушений в области пассажирских перевозок, а именно несоответствие технического состояния транспортных средств.

Каждый четвертый — «левый»

Сегодня в Нижнем Новгороде работает 1020 маршрутных такси, из них около 300 — нелегально. Такую информацию в начале марта озвучил один из самых опытных и добросовестных частных перевозчиков города Дмитрий Каргин. Эту информацию никто из представителей власти не опроверг.

Получается, что каждая четвертая маршрутка в городе — это дикий перевозчик, который точно не гарантирует пассажирам ни безопасной поездки, ни качественного обслуживания.

Проблема с нелегальными перевозчиками состоит не только в том, что от них в городской бюджет не поступает налогов. Плохо то, что неизвестно, кто отвечает за техническое состояние и эксплуатацию «левых» автобусов, сколько пассажиров обслуживают «леваки» и каким образом можно принудить нелегальных перевозчиков обеспечить пассажирам качественное обслуживание.

Вместо ТО и медосмотра — ночевка возле дома

Впрочем, и те перевозчики, которые работают вроде бы легально, зачастую ведут себя как «леваки». Самым распространенным нарушением правил эксплуатации маршруток является ночная стоянка в неположенном месте.

По контракту, который городская администрация заключает с перевозчиком, водители маршруток должны оставлять транспортные средства на тщательно охраняемой стоянке. Этого же требуют и закон о лицензировании пассажирских перевозок, о транспортной безопасности, федеральные правила перевозки пассажиров. Ночевка в любом другом месте является незаконной. Адреса стоянок, на которых автобусы должны «ночевать», указаны в муниципальных договорах. Проверить, где находятся маршрутные автобусы, администрация может с помощью датчиков GPS/ГЛОНАСС, которые должны быть установлены в транспортных средствах.

Ночевка маршрутного такси на улице означает: вечером автобус не проверит механик, а утром, перед выходом в рейс, водителя не осмотрит врач. Это грубое нарушение правил эксплуатации транспортного средства. А то, что оно весьма распространено среди нижегородских частных перевозчиков, доказывают результаты рейда, который в середине января этого года провели корреспондент информпортала NN.RU и два городских активиста.

В течение трех дней — с 10 по 13 января — они снимали нелегальные ночные стоянки маршруток, а днем 12 и 13 января сфотографировали часть «ночных» маршруток во время выполнения рейса. Из сотни автобусов, снятых ночью, на маршруте были 76. Это маршрутки Т-5, Т-18, Т-19, Т-21, Т-24, Т-34, Т-40, Т-41, Т-44, Т-47, Т-48, Т-55, Т-60, Т-66, Т-72, Т-78, Т-81, Т-85, Т-97, Т-319 и Т-302.

И другие нарушения контракта

По муниципальному договору двух грубых нарушений вполне достаточно, чтобы попрощаться с недобросовестным частным перевозчиком. Ночевки автобусов в неположенных местах — это грубейшее нарушение условий контракта.

Впрочем, и других нарушений хватает. Чаще всего пассажиры жалуются на курение водителей в салоне маршруток в ходе движения, их агрессивное вождение, отсутствие кондукторов, незнание водителями ни города, ни даже своего маршрута. Не нравится пассажирам и то, что многие маршрутки старые и грязные, что в салоне громко играет музыка, что во время движения водители разговаривают по телефону и т. д.

Об этом горожане пишут в соцсетях и на форумах. А депутаты городской думы вынуждены были говорить о нарушениях в работе маршрутных такси на своем мартовском заседании.

Депутат Игорь Богданов обратил внимание на то, что маршрутники на Молитовском мосту ведут себя «просто безобразно», и призвал более тщательно контролировать частных перевозчиков.

Депутаты Вячеслав Монахов и Игорь Кондратьев указали на то, что в маршрутках трудно найти телефон горячей линии, по которому любой пассажир может пожаловаться на нерадивого водителя, на курение, грубость, матерщину, невыполнение маршрута, другие нарушения. Депутаты напомнили, что в зависимости от количества замечаний и жалоб пассажиров нужно делать оргвыводы о том или другом перевозчике.

А депутат Марк Фельдман отметил необычайную интенсивность маршруток в центре города и их полное отсутствие на «невыгодных» направлениях, например в поселке Высокове в Советском районе, где плохие дороги и отсутствует общественный транспорт. Депутат считает, что нужно изучить сопряжение интересов частных перевозчиков и населения и распределять маршрутникам магистральные и второстепенные маршруты, соблюдая общественные интересы.

Нынешний контингент не подходит для ЧМ-2018

Еще в январе этого года депутат городской думы Нижнего Новгорода, председатель депутатской комиссии по транспорту и связи Алексей Гойхман предложил отправить водителей маршруток на курсы повышения квалификации.

— Мы на эту тему разговаривали с предпринимателями, частными перевозчиками. Сегодня в отдельных случаях навыки водителей, мягко говоря, не соответствуют занимаемым должностям. Потому что водитель пассажирского транспорта должен быть профессионалом с большой буквы. А мы, к сожалению, сажаем за руль, как правило, того, кто под руку подвернется, — сказал Алексей Гойхман.

Курсы повышения профессиональной подготовки водителей категория D (водительское удостоверение именно такой категории позволяет управлять автобусами различных размеров — от «ГАЗели» до «пазика» и ЛиАЗа) готовы организовать ДОСААФ и НГТУ. Тем более что раньше обучение водителей, которые занимаются пассажирскими перевозками, было обычной практикой.

Некоторые депутаты гордумы выразили сомнение в том, что частные перевозчики станут тратить деньги на обучение водителей, которые затем могут уйти. Заместитель директора городского департамента транспорта и связи Михаил Моделкин также отметил, что городским властям вряд ли удастся заставить частников направлять водителей на такие курсы. Однако председатель депутатской комиссии по транспорту и связи убежден в том, что обучать водителей маршруток необходимо.

— С нас никто не снимал ответственность по ДТП за частных перевозчиков. Эта необходимость уже назрела. Нам эту практику незнаек и неумех надо прекращать, — подчеркнул Алексей Гойхман.

Сейчас в маршрутках зачастую работают водители, которые не то что людей — дрова не смогли бы перевезти аккуратно. Что уж говорить о знании и, главное, соблюдении правил дорожного движения, вежливой манере езды, знании города и всех остановок…

А ведь через три года в нашем городе будут проходить матчи чемпионата мира по футболу. И требования к водителям, которым посчастливится работать на ЧМ-2018, будут предъявлять отнюдь не меньшие, чем к водителям зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

На сочинскую Олимпиаду отбирали водителей в разных городах страны. Требования к ним предъявлялись особые — высокий класс работы, безусловное соблюдение правил безопасности и хотя бы средние знания в области английского языка. Подобные требования предъявлялись и к водителям, которые работали в 2013 году в Казани во время Универсиады.

— Через три года с тем контингентом, который у нас сейчас отчасти сидит за рулем транспортных средств, мы далеко не уедем, — считает Алексей Гойхман.

Меры против лихачей

Чтобы снизить аварийность на общественном транспорте, в первую очередь на маршрутках, депутат городской думы Игорь Богданов предлагает ограничить скорость для пассажирского автотранспорта до 50 км, выделить полосу для общественного транспорта или обязать автобусы и маршрутки двигаться только в первой полосе, а за гонки лишать лицензии.

Депутат Законодательного собрания Нижегородской области Сергей Зуденков считает необходимым создать в Нижнем Новгороде единый центр по обслуживанию и контролю за состоянием водителей общественного транспорта.

— Единый центр по обслуживанию общественного транспорта необходимо создать в Нижнем Новгороде для осуществления контроля за техническим состоянием маршруток и автобусов. Специалисты этого центра должны также осуществлять контроль состояния здоровья водителей общественного транспорта, — заявил Сергей Зуденков.

По мнению начальника отдела ГИБДД управления МВД России по Нижнему Новгороду Валерия Иванова, на основных магистралях нужно отдавать приоритет общественному транспорту. Автобусам надо выделять отдельную полосу для движения. Это можно сделать там, где дорога шириной три и более полосы. По ней автобусы смогут ходить без задержек и опозданий. Для этого необходимы большие затраты. Нужно расширять существующую проезжую часть, создавать дополнительные парковочные места для легкового транспорта. Однако Валерий Иванов предполагает, что в связи с проведением чемпионата мира по футболу программа по выделению отдельных полос для общественного транспорта будет частично реализована.

— Для муниципального транспорта перевозка пассажиров — обязательная задача, если хотите, функция. А для частного перевозчика — это бизнес, — отмечает депутат думы Нижнего Новгорода Александр Котюсов. — К сожалению, частный перевозчик порой на многом экономит, чтобы заработать больше денег. Он экономит на медосмотре водителей, на стоянке, на техническом осмотре транспорта. Порой у него и базы-то толком своей нет. Отсюда и аварийность. Выход один — ужесточать конкурсную систему получения маршрутов и контроль за перевозчиками. В идеале частных перевозчиков либо совсем не должно быть, либо должны остаться два-три крупных игрока с собственным автобусным парком, собственными станциями техобслуживания.

Город намерен сократить долю частников

В середине марта глава городской администрации Олег Кондрашов заявил, что пришло время «решительных мер»: нужно навести порядок в сфере частных пассажирских перевозок и «усиливать роль муниципального транспорта».

Сегодня услугами нижегородского общественного транспорта пользуется порядка 650 тысяч человек в сутки. На частных перевозчиков приходится около 450 тысяч человек, то есть почти 70 процентов. По данным администрации Нижнего Новгорода, городской парк общественного транспорта насчитывает 107 вагонов метрополитена, 305 трамваев, 194 троллейбуса, 775 автобусов и 1020 частных маршрутных такси.

У 48 процентов частных перевозчиков в этом году истекают договоры на обслуживание маршрутов. По ним администрация не намерена проводить новые конкурсы для частников. Магистральные направления будет обслуживать «Нижегородпассажиравтотранс». Об этом сообщил директор городского департамента транспорта и связи Анатолий Гусев. Замена будет проводиться постепенно.

— Есть маршруты магистральные — те, которые работают на больших дорогах (проспекты, шоссе), и подвозные — те, что обеспечивают спальные районы, где нет возможности работать большим автобусам. Частные перевозчики должны заниматься, на мой взгляд, обслуживанием подвозных маршрутов внутри спальных микрорайонов, — считает депутат городской думы, председатель постоянной комиссии по транспорту и связи Алексей Гойхман.

Подготовили Марина Сергеева и Анна Родина
Фото из архива редакции и интернета

  • 023 (968) 01.04.2015

Свежий номер

Свежий номер

091 (1255) 08.11.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru