Героическая молодость
В фильмографии актера свыше ста картин, самые известные из них – «Свадьба в Малиновке», «Верьте мне, люди», «Визит к Минотавру», «Судьба», «Особо важное задание», «Мачеха», «Любовь земная», «Благородный разбойник Владимир Дубровский» и многие другие.
Помня о блистательных ролях и спектаклях Самойлова в нашем театре драмы, некоторые нижегородцы думают, что Владимир Яковлевич – наш земляк. Но это не так. Родился и вырос будущий актер в Одессе в 1924 году.
– Отец актера работал механиком на судне, а мама, как сейчас говорят, была домохозяйкой, – рассказывает нижегородская поклонница Самойлова жительница Московского района Ольга Александровна Серова. Она же предоставила несколько фотографий актера, выпущенных при его жизни. – Владимир в школьные годы долго не мог определиться с выбором будущей профессией: то ли в спорт идти, то ли в театральное. И то и другое у него получалось блестяще, он в школьный драмкружок ходил и главные роли играл. Но началась война, и Самойлов пошел воевать.
В одном из боев Владимир Яковлевич получил тяжелое ранение в ногу, врачи вынесли свой жестокий вердикт: ходить не сможет и, возможно, понадобится ампутация ноги. Но Самойлов категорически отказался от операции. И в итоге оказался прав: домой он вернулся на обеих ногах, только немного хромая. Небольшая хромота, кстати, осталась на всю жизнь, что можно заметить в некоторых фильмах.
Затем Самойлов оканчивает Одесское театральное училище, несколько лет он играл на сценах Одесского русского драматического театра имени Иванова и Кемеровского областного театра имени Луначарского.
– О киносъемках тогда и речи не шло, – рассказывает Ольга Серова. – Да и в этих театрах и спектаклях Самойлов не особо выделялся. Все изменилось только когда Самойлов вместе с семьей – женой Надеждой Федоровной, тоже актрисой, – получил приглашение к нам в драмтеатр и переехал в Горький.
Первый триумф – в Горьком!
Переезд случился в 1958 году. И сразу же Владимира Яковлевича задействовали в двух ярких и интересных спектаклях: «Юпитер смеется» А. Кронина и «Братья Ершовы» В. Кочетова.
– Зрители сразу приметили дебютанта, – вспоминает Ольга Серова. – Уже после первого спектакля стало понятно, что в Горьковскую драму пришел талантливый актер и большая личность.
А старейшая актриса театра народная артистка России Маргарита Алашеева вспоминает:
– Я училась в студии, когда в театр пришли три потрясающих артиста: Кузнецов, Дворжецкий и Самойлов… Про Самойлова мне сказали, что он из Кемерова. Ну, из Кемерова так из Кемерова! Он был скромный очень, носил очки, ходил вразвалочку. И вот в театре была сдача спектакля «Блудный сын», он вышел на сцену… И всеё! Все были покорены его игрой! На обсуждении коллектива после спектакля все до единого, не сговариваясь, встали и зааплодировали. Ни до, ни после того случая я подобного не помню. В нем была какая-то магия! И лицо… очень хорошее лицо. Он умел молчать так, что глаз невозможно отвести. Объяснить эту актерскую магию словами трудно…
Но настоящий триумф у Самойлова случился в ставшем уже легендарным спектакле «Ричард Третий» по Шекспиру, где он играл главную роль. Посмотреть на блестящую работу актера зрители приезжали не только со всей Горьковской области, но и из других городов, и даже московские и ленинградские критики наведывались. И на каждого «Ричарда» от начала Свердловки спрашивали лишний билетик.
– Самойлов и как режиссер себя пробовал, – вспоминает Маргарита Порфирьевна. – Я играла у него в «Варшавской мелодии». После спектакля он написал мне на программке: «Желаю режиссеров получше и ролей побольше». Спектакль тот мы записали на радио. А еще все женщины без исключения были влюблены в него.
Вообще в 1950–1960-е Горьковскую драму смело можно назвать с юмором филиалом «Театра киноактера». На сцене блистали Вацлав Дворжецкий, снявшийся в фильме «Щит и меч», Людмила Хитяева, полюбившаяся всему Советскому Союзу по «Тихому Дону» и «Екатерине Ворониной», и Самойлов, которого зрители запомнили по картинам «Секретарь обкома» и «Верьте мне, люди!»
О том, как Самойлов попал в кино, Маргарита Алашеева тоже помнит:
– Был спектакль «Юпитер смеется» – великолепная постановка, где Самойлов с Дворжецким на юморе проигрывали серьезные вещи. Мы с «Юпитером» были на гастролях в Ленинграде, Самойлова увидели люди с киностудии и пригласили в фильм «И снова утро». Фильм был проходной, но лицо попало на экран.
«Рядом с ним играть плохо было совестно»
На сцене Горьковского театра драмы Владимир Самойлов прослужил десять лет. В 1968 году театр отправился на гастроли в Москву, и своей ролью Ричарда Владимир Яковлевич произвел настоящий триумф. Он получил предложение от десяти лучших театров Москвы и Ленинграда. Выбрал Московский театр имени Маяковского. Просто потому, что главный режиссер театра Андрей Гончаров взял в театр и его супругу, а еще сразу предложил жилплощадь – трехкомнатную квартиру в районе Смоленской площади.
– А мы ездили на спектакли и в Москву, – вспоминает Серова. – Смотрели «Беседы с Сократом» и «Старомодную комедию». Тогда в театре были сплошные звезды: Татьяна Доронина, Армен Джигарханян, Александр Лазарев, Наталья Гундарева, Евгения Симонова. Но и в таком звездном составе Владимир Яковлевич не терялся, иногда переигрывал всех!
Армен Джигарханян говорил о Самойлове: «Рядом с ним плохо играть было совестно!» А еще актеры и работники театра любили Владимира Яковлевича за то, что он никогда не участвовал ни в каких интригах. Если что-то не нравилось, говорил об этом открыто и прямо.
Воспоминания молодости
Последним творческим пристанищем для актера стал Московский театр имени Гоголя. Актеру было уже семьдесят лет, и играл он уже не так часто. Тем не менее вся театральная Москва ходила на Самойлова в спектакле «Долгий день уходит в ночь» по Ю. О’Нилу. Это было своеобразное прощание актера с публикой. В последние несколько месяцев жизни он репетировал новую роль, о которой мечтал всю жизнь, – короля Лира.
– Он играл, как всегда, великолепно. И мы надеялись, что у него хватит сил. Он жил «Королем Лиром» и мечтал выйти на подмостки, – вспоминали актеры театра имени Гоголя. – А свой последний спектакль он сыграл 28 августа, за неделю до смерти. И это был «Долгий день уходит в ночь». Зрители вызывали его бесконечными аплодисментами. Ему всегда аплодировали, но в тот день, в тот спектакль, как никогда.
Похоронили Владимира Самойлова на Ваганьковском кладбище. В тот же 1999 год, через несколько месяцев после супруга, ушла из жизни и вдова актера Надежда.
– В Москве мы с Владимиром Яковлевичем не встречались и не разговаривали, – признается Ольга Серова. – Но когда он приезжал в Горький, а потом уже в Нижний Новгород на гастроли и фестивали, он всегда говорил, что скучает и помнит наш город. Скучает по молодости, Свердловке, по спектаклям и коллегам. «Я здесь был счастлив!» – не раз говорил Самойлов. И нас, своих зрителей, он делал счастливыми!
Александр Алешин
Фото из архива Ольги Серовой