День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Утонченная светопись Евгения Расторгуева

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kakie-lyudi/utonchennaya-svetopis-evgeniya-rastorgueva#sigProGalleria85c2a4e2ff
joomlamodniyportal.ru

В НГХМ / Русское искусство (Кремль, к. 3) открылась выставка «Прогулка с ангелом. Евгений Расторгуев. Живопись, графика». Представлено более 70 живописных и графических работ автора из серии «Часовня духа».

В поисках стиля

Евгений Расторгуев (1920–2009) – участник известной «Группы 16», яркий представитель советского авангарда. Знаменит своим живописным циклом «Городецкие фантазии». Вполне мог бы стать корифеем и виртуозом соцреализма, но в конце 1950-х начал поиск необычных пластических и цветовых решений. В итоге Расторгуев выработал особую манеру рисунка, выдававшую незаурядного знатока народного искусства, художественных ремесел Городца, где он родился и вырос. Прожил Евгений Расторгуев долгую жизнь, был свидетелем эпохальных исторических событий. Прошел Великую Отечественную войну. Главной темой его творчества всегда оставались детские воспоминания.

Стирая грани

Смотришь на картины художника, и кажется, что автор пытается стереть грани между материальным и нематериальным миром. Живые фигуры легки и невесомы, а воздух, наоборот, плотен и непроницаем. Как у Николая Рыленкова:

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера

Особое внимание художник уделяет форме. Одно из его высказываний: «Формы на полотне ведут себя совсем не так, как в жизни. Одни разрушают, другие утверждают плоскость. Надо наблюдать за жизнью. Тут все важно: комбинация этих форм, количество цвета, его интенсивность, угловатость или округлость форм. Межпредметное пространство надо писать так же плотно и материально, как и сами поверхности предметов. Суть: предмет и пространство на картине единая субстанция».

Евгений Расторгуев: «Когда художник приходит в столкновение с природой, вырывая у нее законы пластики, как из кремня, по которому ударяет кресало, высекаются искры, тогда только появляется подлинное живое искусство. Впрочем, пластика не есть нечто данное раз и навсегда, каждая эпоха добавляет новые законы».

Под сурдинку

Искусствовед куратор выставки Ольга Маршева пишет: «Со временем Расторгуев изжил буквализм в передаче природных форм, на его место пришла безудержная, феерическая фантазия. Художник отказался от простонародной броской яркости колорита, а стал осмыслять пространство и объекты через призму категории света. Это стало для него источником вдохновения». Особенности творческой манеры художника охарактеризовал искусствовед Ю. А. Бычков: «Мягкая, словно «под сурдинку» звучащая гамма, тонкость колористических отношений, светоноскость живописи, артистическая легкость кладка краски – таковы внешние приметы расторгуевского стиля. Живописная утонченность, мастерство профессионала органично слиты в его городецких фантазиях с образным строем, идущим от фольклорных традиций». Познакомиться с работами автора на выставке можно до 15 октября.

Подготовила Елена Анисимова

Фото организаторов 

  • 075 (1933) 23.08.2023

Свежий номер

Свежий номер

036 (2013) 03.05.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru