Походы, конкурсы, костры
Хотя наша героиня и окончила музыкальное училище по профессии дирижер-хоровик, работать Римма Ерахтина пошла в школу № 172 Московского района старшей пионервожатой. Очень хотелось работать в школе, быть рядом с детьми, проводить и организовывать интересные мероприятия.
– А еще я двадцать с лишним лет работала в лагере имени Титова, что находился в красивейшем месте Нижегородского края – на реке Керженец в Семеновском районе. Отдыхали там ребята, родители которых работали на Горьковском авиационном заводе, – вспоминает Римма Николаевна. – Ездила я все три смены, практически целое лето была в лагере. Три летних месяца пролетали мгновенно! В каждую смену у нас был тридцать один отряд по тридцать человек. Может быть, тогда условия были и аскетичными – туалет и душ на улице, скромные корпуса, зато какое прекрасное питание и самые интересные мероприятия! У нас ребятам не было никогда скучно, все время они чем-то заняты: масса спортивных соревнований, концертов, походов, различные праздники и конкурсы, костры. Всего и не перечислишь. А общее дело, как известно, сплачивает. Поэтому почти все сдружились, после лагеря продолжали общаться и встречаться.
Наверно, поэтому в лагерь мальчишки и девчонки ездили с удовольствием, с нетерпением ждали летних каникул, чтобы отправиться «к Титову».
Встречи с Леоновым, Пахмутовой, Грачевским
Видя огромный энтузиазм и полную отдачу от своего дела, Римму Николаевну пригласили в ДК им. Орджоникидзе зав. отделом по работе с детьми и подростками, организовывать их досуг.
– Мероприятий было много – от дискотек до бесплатных традиционных новогодних елок. Но сейчас вспоминаются удивительные творческие вечера с интереснейшими людьми, – рассказывает Ерахтина. – Часто по линии общества «Знание» к нам приезжали самые известные люди: композитор Александра Пахмутова, поэт Николай Добронравов, актер Евгений Леонов, режиссер и создатель «Ералаша» Борис Грачевский. Проводились эти встречи бесплатно. И ребята с удовольствием на них шли. Все пятьсот пятьдесят мест в зале были заняты! Задавали вопросы, было много юмора и очень много серьезных рассуждений. Знаменитости оказались милыми, простыми, сердечными людьми. Никакой звездности и в помине! И мне кажется, ребята запомнили эти встречи и искренние напутствия, советы по жизни от тех, кого они видели по телевизору и на экране.
Увести с улицы, увлечь делом
Также наша героиня работала в «Клубе Василия Иванова» и «Юном гагаринце». С 1985 года Римма Николаевна начала заниматься трудными подростками.
– Как-то в самом начале деятельности ко мне пришли, как их принято называть, «трудные дети» – две девочки и остальные мальчишки четырнадцати-пятнадцати лет. Пришли, конечно, недоверчивые, скептически настроенные. Я говорю: «Давайте-ка поиграем в теннис! А потом чаю с пирогами попьем…» Чаепитие – это очень хороший способ пообщаться, поговорить по душам, немного расслабится, посмеяться и рассказать о себе, – делится профессиональными секретами Римма Николаевна.
В тот вечер ребята и педагог замечательно провели время. Ушло недоверие, все успокоились, а главное, ребята поняли: здесь их ждут, очень доброжелательно к ним настроены, здесь постараются их понять, дать совет. Ведь чаще всего как бывает у таких детей: дома – плохо, в школе – плохо. А здесь они оказались небезразличны!
Ребята, состоявшие на учете в детской комнате милиции, оказались не такими уж плохими и неисправимыми. И активно стали принимать участие в самых разных мероприятиях, которые для них организовывала Римма Николаевна.
– Самое важное в работе с такими подростками – увести их с улицы и от плохих компаний, увлечь каким-то делом. Чтобы у них практически не было свободного времени, а было большое желание что-то сделать самому и заинтересованность, вовлеченность, – размышляет наша героиня. – На Старосормовском кладбище есть братская могила, там похоронены погибшие в годы Великой Отечественной войны. И я предложила ребятам взять шефство, ухаживать за этим местом. Мы убирали опавшую листву и засохшую траву, сажали цветы, поддерживали порядок. А с нынешними подростками ездим в приют «Сострадание», привозим собакам угощение, гуляем с ними, ухаживаем. И мальчишкам с девчонками это нравится, они привязываются к четвероногим питомцам. Еще проводим праздники, спортивные соревнования. Как-то я выкопала в своем саду двенадцать кустиков сирени и принесла их в клуб. Оставила на улице, сама пошла за лейкой. Возвращаюсь, а ребята их уже все посадили во дворе на улице 50 лет Победы. И мы стали дружно поливать эти кустики. Теперь они регулярно ходят, проверяют свои деревца.
«Помни, ты – лучший!»
Конечно, нам хотелось каких-то конкретных историй от опытного педагога. Римма Николаевна согласилась, только изменила в своем рассказе имена своих воспитанников:
– Был такой парень из неблагополучной семьи, звали его Вася. Мама сильно выпивала и совсем не занималась сыном. Как-то встречаю этого мальчика, он идет расстроенный, чуть не плачет. Оказалось, он не принес на урок чистую тетрадь, учитель выгнала его с урока и сказала что-то неприятное. Я дала ему тетрадь и отправила снова в школу. А напоследок сказала ему: «Ты – лучший! Запомни это!» Недавно встречаю уже взрослого Василия, он меня узнал и искренне благодарил: «Римма Николаевна! У меня все хорошо, живу в Краснодаре, у меня успешный бизнес. Вы мне очень помогли, я на всю жизнь запомнил ваше «Ты – лучший!». Это стало моим девизом по жизни, спасибо вам!» Или другой мальчишка – Максим. Он пришел к нам, и я интуитивно почувствовала – ему нужен спорт. Иначе затянет нехорошая компания. Записала его в секцию кикбоксинга. И у него пошли прекрасные результаты! После службы в армии Максим пришел в наш клуб и признался: «Если бы не вы, не знаю, что бы со мной было!»
– А были случаи, когда не удавалось кого-то из ребят «победить»? И что вы считаете основным в перевоспитании молодых? – спросили мы.
– Да, был один такой парень. Он занимался у нас в клубе, увлекался боксом, выигрывал турниры, даже спас как-то на пожаре людей, его по телевидению показывали. Но потом увлекся наркотиками, сидел в тюрьме, все печально закончилось. К сожалению, и такое в деятельности педагога бывает, – признается Римма Николаевна. – А что касается нашей работы с трудными подростками, то основное тут – их нужно любить и уважать, видеть в них людей, учить самостоятельности и доверять и, конечно, верить в этих ребят! А они непременно вам ответят тем же, вот увидите!
Александр Алешин
Фото предоставлено руководителем клуба «Юный гагаринец» Иваном Сычевым