День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Антон Фортунатов: «Преподаватели – рыцари цифровой эпохи»

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kakie-lyudi/anton-fortunatov-prepodavateli-rytsari-tsifrovoj-epokhi#sigProGalleriaf190a37506
joomlamodniyportal.ru

Профессор ННГУ им. Лобачевского Антон Фортунатов – из династии вузовских преподавателей. Заведующий кафедрой социально-политических коммуникаций Института международных отношений и мировой истории ННГУ рассказывает о медиареальности и медиапедагогике, о телевидении как уходящей натуре, о современных студентах и миссии наставника в эпоху гаджетов.

Медиапедагогика

– Средства коммуникации создали собственную систему ценностей, свою правду, свою красоту, наконец, своего человека, – считает Антон Фортунатов. – Есть такой психологический эффект – FOMO, когда человек испытывает страх оказаться не в курсе современной повестки в СМИ, а потому вынужден, что называется, в режиме 24/7 искать новую информацию. Наш мир заполонили манипуляторы, фрики, какие-то вычурные, не от мира сего фигуры. Во всем этом надо разбираться, все это так или иначе относится к медиареальности. Медиапедагогика – это о том, как человеку защититься от этого искусственного «большого брата», как пытаться чувствовать себя самостоятельным в этом мире, осмысленно относиться к разным фейкам и манипулятивным приемам. Дело это непростое. Общественная система координат заточена на то, чтобы некритично воспринимать медийный мир. Но если ты не научишься чувствовать реальную жизнь, то она, жизнь, пройдет мимо тебя. Медийная реальность помашет на прощание ручкой, потому что она всегда ориентирована на молодое, неокрепшее сознание, оно – ее пища, ее объект вожделения.

ТВ и видеоблогеры

Антон Николаевич в свое время имел отношение к созданию первой в Нижнем Новгороде вузовской кафедры телевизионной журналистики. Одно время занимал должность заместителя председателя наблюдательного совета Общественного телевидения России (ОТР).

– Телевидение – это гигантская инфраструктура с какими-то немыслимыми затратами, которые нужно окупать рекламой или другими поступлениями. Телевидение всегда было дорогостоящей игрушкой общества, но сегодня общество, как избалованный ребенок, немножко повзрослело. Прежние объекты обожания сменились гаджетами, а значит, стримами, блогами и подкастами. Телевидение, обиженно закусив губу, начинает судорожно пускаться наперегонки с ютуб-блогерами за сенсационность и «прожаренность» материалов, теряя в качестве, да и просто в чувстве собственного достоинства. Возможно, телевизионщики и рады измениться, но миллиардная инфраструктура с телевышками, студиями, аппаратными, транспортными цехами, кабелями, спутниками приковывает ТВ к земле, не дает быть более динамичным и современным. При этом основные принципы экранной культуры, заложенные телевидением, никуда не делись. Достаточно посмотреть на современных видеоблогеров-миллионников. Они снимают действительно качественный продукт. Просто блогеры – они более мобильны, им не нужны раздутые штаты обслуги, чтобы один человек тебя пудрил, другой писал нужные тексты, третий – снимал, четвертый стоял с микрофоном, пятый – со светильником, шестой с опахалом, чтобы не было жарко…

Современные студенты

– Студенты, конечно, изменились. Долгие годы мы получали «продукты ЕГЭ» со всеми «прелестями» системы – неумением связать двух слов, болезненным самолюбием, нежеланием критично взглянуть на себя со стороны. Прагматизм современной жизни сильно повлиял на этику: к преподавателям долгое время некоторые студенты относились как к обслуживающему персоналу.

Но есть и хорошие новости. Я снова вижу рост престижа знания среди молодых людей. Я вижу вновь вспыхивающий свет в их глазах, азарт, интерес, драйв.

У меня в этом году цикл лекций у второкурсников. Я без преувеличения считаю дни, когда я с ними встречусь, потому что они хотят учиться и мне интересно их учить. И таких примеров все больше и больше. Благодаря таким стимулам удается сохранять верность профессии.

Профессорская династия

Антон Николаевич успел поработать журналистом, пиарщиком, предпринимателем. Но в итоге ушел с головой в преподавательскую работу. Гены взяли свое?

– Конечно, я верен нашей династии. Когда иду по коридору ректората, встречаюсь глазами с отцом – его фото на стенде, где представлены заслуженные профессора ННГУ. Понимаю, что это мой университет, что я знаю в нем каждую трещину, я чувствую все механизмы, самые скрытые, в его работе. Мама ушла из жизни два года назад. Мы были тремя профессорами ННГУ. Звучало солидно, правда, ведь? Журналистское прошлое дает мне возможность компетентно говорить о вещах, которые становятся предметом научного исследования. Чего греха таить: и в нашем вузе есть профессора, которые преподают, скажем, журналистику, но не в состоянии написать репортажный текст в листок величиной. Это я называю дурным академизмом. Мое прошлое – один из источников смыслов для научной рефлексии.

Источник оптимизма

– Роль наставника – это миссия. Своего рода рыцарство в цифровую эпоху: видеть и взращивать добро там, где, казалось бы, утрачены последние ростки человечности. Человек по своей природе рождается дважды: как биологический организм, а потом как осмысленное существо, как уникальная личность.

Наставнику Бог отвел право на третье рождение – в его учениках.

Статус наставника действительно стоит воспринимать как улыбку судьбы, как дар божий. Естественно, конечно, если рядом будет ученик, ждущий помощи, готовый воспринимать наставления, растущий и верящий в свое будущее. Сейчас такие появляются, и в этом – источник моего оптимизма.

Сергей Анисимов

Фото из личного архива Антона Фортунатова

  • 107 (1965) 22.11.2023

Свежий номер

Свежий номер

089 (2066) 09.10.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru