Вопреки поговорке «когда говорят пушки, музы молчат» актеры города Горького в годы войны приближали День Победы. Как могли.
Стояли молча
22 июня 1941 года труппа Горьковского театра драмы находилась на гастролях в столице. Давали спектакль «Зимняя сказка». Во время действия и узнали страшную весть. Сколько душевных сил стоило нашим землякам доиграть спектакль. Зрителям объявили трагическую новость только после финальных аплодисментов. Многие заплакали. А потом воцарилась мертвая тишина. Так и стояли молча: служители Мельпомены – на сцене, зрители – в зале. Актеры решили тут же ехать домой, но выяснилось, что это невозможно: многие поезда отменили, на вокзале – сотни ожидающих. За несколько суток (!) актеры все же добрались до Горького: кто-то на перекладных и на попутках, а кто-то шел пешком. Труппа единогласно решила: выходные отменить, у театра – новый, военный режим. Нужны спектакли о мужестве, патриотизме и героизме.
Что Серова сказала в Горьком?
На сцене Горьковского театра драмы 22 июня проходили гастроли Московского театра имени Ленинского комсомола. Столичные актеры играли «Историю одной любви». В главной роли – легендарная Валентина Серова. Та самая, которой Константин Симонов посвятит вскоре бессмертные строки: «Жди меня, и я вернусь». До войны Серова прославилась исполнением главной роли в фильме «Девушка с характером». …После окончания спектакля московские артисты вышли на финальные аплодисменты. Серова выдвинулась на авансцену, уверенно улыбнулась залу и произнесла небольшую речь, смысл который сводился к тому, что «не нужно слез, мы непременно сделаем все от нас зависящее для Победы! Правда и сила на стороне нашей могучей державы и наших прекрасных и сильных людей!». Зал взорвался аплодисментами.
Концерт у стен Рейхстага
Актеры театра драмы дневали и ночевали на сцене и в гримерках. Дневные и вечерние спектакли, ночные репетиции новых постановок. А также выступления в воинских частях и госпиталях, на предприятиях. Артисты были востребованы – искусство помогало людям отвлечься от горьких мыслей и пережить разлуку с близкими. Ведущие артисты филармонии, ТЮЗа, оперного и драматического театров организовали несколько фронтовых бригад и с «гастролями» объездили пол-Европы. ТЮЗ регулярно давал спектакли и концерты в воинских частях и госпиталях. Репертуар строго патриотический: «Партизаны уходят в лес». «Шел солдат с фронта», «Давным-давно», «Бессмертный», «Юность отцов!» и другие. В 1942 году концертная бригада ТЮза полтора месяца пробыла на фронте. Вторая, организованная вместе с театром драмы, также выступала на передовой. В общей сложности за время войны ТЮЗ дал 1250 концертов и спектаклей, из которых 226 были показаны в действующей армии. Актерская бригада Бориса Степанова из театра драмы дала за четыре года 112 концертов. Последний состоялся у стен Рейхстага. Степанов вспоминал: «У нас был очень жизнеутверждающий репертуар: интермедии, комедии, пародии и миниатюры. Этого требовала сама жизнь – например, бойцы только вернулись из боя или через несколько часов им идти в разведку. Конечно, им необходимы были и эмоциональная разрядка, и соответствующий настрой».
Не желали расходиться
Первые месяцы войны были проблемы с репертуаром. Требовались пьесы на злобу дня. Пока такие пьесы писались, режиссеры широко использовали инсценировки по произведениям о Кузьме Минине, Кутузове и героях 1812 года. Потом появились «Парень из нашего города» и «Русские люди». В оперном театре особой популярностью пользовались оперетты. В 1941–1945 годы там с успехом шли «Цыганский барон», «Сильва», «Марица». Зрители были безмерно благодарны за возможность на несколько часов погрузиться в другой мир, отвлечься от проблем и трудностей военного времени! В июле 1942 года к нам в город эвакуировали актеров Минского оперного театра, которые и в спектаклях горьковчан принимали участие, и свои работы показывали. Особенно нравились вечера белорусского фольклора. Уставшие и невыспавшиеся, часто голодные и полубольные горьковчане заполняли партер и ложи, а потом долго аплодировали, не желая расходиться по домам.
Почему были ночные концерты?
Отдельная тема – ночные концерты. Кроме местных любимцев публики в них принимали участие приезжие звезды. Имена впечатляют – Иван Козловский, Ольга Лепешинская, Мария Миронова с Александром Менакером, балерины Большого театра, артисты МХАТа. Почему такие встречи проходили по ночам? Во-первых, вечерами шел репертуар самих театров. А во-вторых, многие жители города в те времена заканчивали работать только в девять-десять вечера. Пока добирались до театра с работы – вот уже и полночь. «Мы просто валились с ног от усталости, но все равно шли в театр, – вспоминает ветеран труда Роза Волкова. – Любили веселые спектакли. Поймите, невозможно четыре года с утра до вечера думать только о смерти, переживать, плакать и грустить. Человек в самых пограничных ситуациях ищет хоть маленькую возможность для отдыха и радости. Вот мы и шли в театр – единственное место праздника в те годы. Я смотрела «Евгения Онегина» и «Руслана и Людмилу», видела красивые костюмы и шикарные декорации. И мечтала! О чем? О новой счастливой мирной жизни, хороших днях и о Победе! А 9 мая 1945 года показывали в нашей драме «Двенадцатую ночь» – самый лучший спектакль в моей жизни! Спасибо актерам и театрам за наши счастливые слезы, за минутки радости, за путешествия в другой прекрасный мир!»
Александр Алешин
Фото из архива театра драмы им. Горького