Высокие профессионалы
– Мы поставили перед собой цель, чтобы более 150 классов – по одному от каждой из нижегородских школ – прошли по маршруту «Дорога единства». Это примерно 4200 ребят. На сегодня в проекте приняли участие 17 классов. Я был в трех таких походах, и мне очень понравилось то, как говорили учителя – это высокие профессионалы, которые умеют увлечь детей. Признаюсь, у нас были сомнения: не привлечь ли профессиональных экскурсоводов? Но теперь они отпали. Потому что у наших педагогов блестят глаза, они не боятся новых вызовов – да, комментировать картину «Воззвание Минина», не будучи специалистом, тяжело, но мы подготовимся и справимся! Мне нравится такой настрой, я благодарю вас за поддержку проекта. А теперь готов выслушать ваши мнения, соображения, пожелания по улучшению нашей акции, – обратился к учителям руководитель проекта Александр Сериков.
Спасибо за системный подход
Первое, за что благодарили организаторов большинство педагогов, – это шикарный методический материал к экскурсии.
– «Дорога единства» охватывает несколько исторических эпох начиная с XVII века. Но нам, учителям, не надо было поднимать информацию за несколько классов – мы просто взяли ваши методические разработки и воспроизвели ребятам, – рассказала учитель школы № 131 Любовь Арютова. – Очень понравился продуманный план экскурсии, от картины «Воззвание Минина» мы вновь вернулись к памятнику на пл. Народного единства, композиция закольцевалась.
– У наших детей хаотичные знания о центре нашего города, о патриотических местах, – констатировали многие педагоги. – Эта экскурсия дает целостные знания по истории Нижнего Новгорода.
– Это проект, который привел в систему многие достопримечательности, связанные с подвигом нижегородцев на благо Родины в разные исторические эпохи, – поддержала коллегу учитель школы № 89 Валентина Боржеева. – Мы и раньше водили учеников по кремлю, смотрели памятники, но единого и полного маршрута не было, а теперь есть. И я готова водить по нему детей самостоятельно, когда проект закончится.
Маршрут определяет учитель
Одна из «фишек» проекта в том, что каждый учитель может строить экскурсию по своему усмотрению: менять исходную и конечную точки, дольше задерживаться в каком-то пункте, если ребятам интересно и нравится, а какие-то точки маршрута проходить бегло или вовсе исключить.
Многие педагоги говорили, что сильнейшее впечатление произвела на детей картина «Воззвание Минина» в НГХМ, с которой начинается экскурсия. И на фоне такого фантастического старта следующие точки казались менее впечатляющими.
– Мои дети не хотели уходить из музея, хотели подольше поразглядывать монументальное полотно, но мы спешили, чтобы успеть пройти весь маршрут, – говорит Елизавета Краснова, учитель школы № 55. – Поэтому другим педагогам я советую начинать маршрут с конца – с памятника Минину и Пожарскому, и тогда мощным завершающим аккордом будет «Воззвание Минина».
– Маршрут очень хорош! – считает историк школы № 22 Константин Лашков. – Есть экспозиции, где можно полазать по технике, пострелять из муляжей старинного оружия, ведь даже одиннадцатиклассники – это дети и им надо сбрасывать напряжение. Есть пункты под открытым небом, а есть в помещениях. Можно начать с любой его точки в зависимости от погодных и других условий – все это на усмотрение учителя.
Наставники проекта
Отдельную благодарность педагоги выразили за участие в проекте наставников – известных в Нижнем Новгороде людей, которые помогали учителям проводить экскурсии.
У каждого класса был свой наставник: Олег Лавричев, председатель городской Думы Нижнего Новгорода, председатель Совета директоров Нижнего Новгорода под эгидой Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей; Сергей Горин, председатель Общественной палаты Нижнего Новгорода, экс-министр культуры Нижегородской области; Ольга Клевер, нижегородский историк и культуролог; Елена Жаркова, исполнительный директор фонда «Земля нижегородская», и многие другие.
– У нас наставником был Валерий Камальдинов (заслуженный строитель РФ, председатель общественного совета по охране объектов культурного наследия Нижегородской области. – Прим. автора), – рассказала Мария Засыпкина, учитель гимназии № 17. – Он очень интересно рассказывал об истории города, приводил редкие любопытные факты. После наши ребята – 11-й класс – задавали ему вопросы, получилось запоминающее общение!
Чтобы дети не уставали
Поход по «Дороге единства» длится 2,5–3 часа. Легко ли пройти его старшеклассникам, которые отучились шесть уроков, не успели поесть, переодеться и бросить дома тяжелые рюкзаки? Учителя как один уверены: нет, к такой важной и масштабной экскурсии детей нужно готовить!
– Город у нас большой, пока мы с ребятами после всех уроков ехали до пл. Минина с Сортировки, собрали все пробки и очень устали, – рассказывает Максим Марковский, школа № 168. – И информацию им было воспринимать трудно. Совсем по-другому прошла бы эта экскурсия, если бы детей в этот день освободили хотя бы от части уроков.
Кроме того, такие масштабные экскурсии лучше проводить в первой половине дня. Во-первых, вокруг меньше туристов, а во-вторых, вечером у многих старшеклассников кружки, секции, репетиторы. Идеальный вариант, уверены педагоги, снимать в этот день со всех уроков. Дети больше запомнят и меньше устанут.
Обсуждение этого вопроса сейчас идет с руководством городского департамента образования.
А почему только для школьников?!
Информация о «Дороге единства» уже вышла далеко за школьные стены. О желании участвовать в нем уже заявили некоторые нижегородские ссузы.
– Мы услышали о вашем проекте и захотели присоединиться, – рассказал Александр Овчаров, представитель Нижегородского индустриального колледжа. – Хотим, чтобы наши студенты тоже прошли «Дорогой единства».
С этой просьбой колледж обратился в фонд «Земля нижегородская», вопрос решили быстро.
– На следующей неделе у ваших ребят экскурсия, наставник – Владимир Солдатенков (депутат Законодательного собрания Нижегородской области, экс-глава Автозаводского района. – Прим. автора), – дал ответ Александр Сериков.
На годы вперед
После того как класс пройдет экскурсию, его участие в проекте не заканчивается. В течение нескольких дней ребята проходят викторину, отвечая на вопросы, связанные с маршрутом, а потом могут принять участие в конкурсах: написать дневник похода, нарисовать плакат, проявить себя в фотоконкурсе, оставить отзывы в соцсетях.
Многие педагоги, несмотря на то что их школа уже поучаствовала в проекте, готовы проводить экскурсии для других классов – от родителей учеников уже много заявок на участие детей в экскурсии. Так что, как сказал Константин Лашков, это проект на годы вперед.
– У нас многие дети не смогли поучаствовать, в каникулы планируем повторить экскурсию, – рассказал Владимир Росов, школа № 144.
– Пока мы шли по маршруту, у нас возникли идеи для следующих экскурсий: мы с ребятами хотим приехать погулять в Нижегородский кремль, хотим экскурсию на двухэтажном автобусе, – говорит Алена Карнаухова, учитель школы № 24. – Так что самый главный эффект проекта в том, что он мотивирует, пробуждает у детей интерес к изучению родного города и его истории!
Елена Крюкова
Фото Алексея Манянина и из открытых источников
Справка
Маршрут проекта начинается от картины Маковского «Воззвание Минина» в здании НГХМ на Верхневолжской набережной, затем – здание НГХМ на Верхневолжской набережной – памятник В. П. Чкалову. Далее – Чкаловская лестница – мемориал «Частям и соединениям, сформированным в городе Горьком и Горьковской области в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» – мемориал «Горьковчане – фронту» – Михайло-Архангельский собор. Памятник основателям Нижнего Новгорода – обелиск Минину и Пожарскому. Вечный огонь – мемориал «Горьковчане в Великой Отечественной войне» – Ивановская башня кремля. Заканчивается маршрут на площади Народного единства у памятника Минину и Пожарскому.