День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

В поход за живой историей

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kak-eto-bylo/v-pokhod-za-zhivoj-istoriej#sigProGalleria5be49f7079
joomlamodniyportal.ru

В начале сентября стартовал проект «Дорога единства». По уникальному историческому маршруту уже прошли около 20 классов из разных школ города. Проект интересный и нужный, ведь он учит школьников знать и любить историю своего города и страны.

Главные действующие лица проекта – учащиеся. И, конечно, их педагоги, ведь именно они проводят экскурсии, от них зависит, «зацепит» информация школьников, оставит след в их душе или пройдет мимо.

20 сентября состоялся круглый стол, на котором организатор проекта – фонд «Земля нижегородская» – и учителя обменялись мнениями и подвели первые итоги.

Высокие профессионалы

– Мы поставили перед собой цель, чтобы более 150 классов – по одному от каждой из нижегородских школ – прошли по маршруту «Дорога единства». Это примерно 4200 ребят. На сегодня в проекте приняли участие 17 классов. Я был в трех таких походах, и мне очень понравилось то, как говорили учителя – это высокие профессионалы, которые умеют увлечь детей. Признаюсь, у нас были сомнения: не привлечь ли профессиональных экскурсоводов? Но теперь они отпали. Потому что у наших педагогов блестят глаза, они не боятся новых вызовов – да, комментировать картину «Воззвание Минина», не будучи специалистом, тяжело, но мы подготовимся и справимся! Мне нравится такой настрой, я благодарю вас за поддержку проекта. А теперь готов выслушать ваши мнения, соображения, пожелания по улучшению нашей акции, – обратился к учителям руководитель проекта Александр Сериков.

Спасибо за системный подход

Первое, за что благодарили организаторов большинство педагогов, – это шикарный методический материал к экскурсии.

– «Дорога единства» охватывает несколько исторических эпох начиная с XVII века. Но нам, учителям, не надо было поднимать информацию за несколько классов – мы просто взяли ваши методические разработки и воспроизвели ребятам, – рассказала учитель школы № 131 Любовь Арютова. – Очень понравился продуманный план экскурсии, от картины «Воззвание Минина» мы вновь вернулись к памятнику на пл. Народного единства, композиция закольцевалась.

– У наших детей хаотичные знания о центре нашего города, о патриотических местах, – констатировали многие педагоги. – Эта экскурсия дает целостные знания по истории Нижнего Новгорода.

– Это проект, который привел в систему многие достопримечательности, связанные с подвигом нижегородцев на благо Родины в разные исторические эпохи, – поддержала коллегу учитель школы № 89 Валентина Боржеева. – Мы и раньше водили учеников по кремлю, смотрели памятники, но единого и полного маршрута не было, а теперь есть. И я готова водить по нему детей самостоятельно, когда проект закончится.

Маршрут определяет учитель

Одна из «фишек» проекта в том, что каждый учитель может строить экскурсию по своему усмотрению: менять исходную и конечную точки, дольше задерживаться в каком-то пункте, если ребятам интересно и нравится, а какие-то точки маршрута проходить бегло или вовсе исключить.

Многие педагоги говорили, что сильнейшее впечатление произвела на детей картина «Воззвание Минина» в НГХМ, с которой начинается экскурсия. И на фоне такого фантастического старта следующие точки казались менее впечатляющими.

– Мои дети не хотели уходить из музея, хотели подольше поразглядывать монументальное полотно, но мы спешили, чтобы успеть пройти весь маршрут, – говорит Елизавета Краснова, учитель школы № 55. – Поэтому другим педагогам я советую начинать маршрут с концас памятника Минину и Пожарскому, и тогда мощным завершающим аккордом будет «Воззвание Минина».

– Маршрут очень хорош! – считает историк школы № 22 Константин Лашков. – Есть экспозиции, где можно полазать по технике, пострелять из муляжей старинного оружия, ведь даже одиннадцатиклассники – это дети и им надо сбрасывать напряжение. Есть пункты под открытым небом, а есть в помещениях. Можно начать с любой его точки в зависимости от погодных и других условий – все это на усмотрение учителя.

Наставники проекта

Отдельную благодарность педагоги выразили за участие в проекте наставников – известных в Нижнем Новгороде людей, которые помогали учителям проводить экскурсии.

У каждого класса был свой наставник: Олег Лавричев, председатель городской Думы Нижнего Новгорода, председатель Совета директоров Нижнего Новгорода под эгидой Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей; Сергей Горин, председатель Общественной палаты Нижнего Новгорода, экс-министр культуры Нижегородской области; Ольга Клевер, нижегородский историк и культуролог; Елена Жаркова, исполнительный директор фонда «Земля нижегородская», и многие другие.

– У нас наставником был Валерий Камальдинов (заслуженный строитель РФ, председатель общественного совета по охране объектов культурного наследия Нижегородской области. – Прим. автора), – рассказала Мария Засыпкина, учитель гимназии № 17. – Он очень интересно рассказывал об истории города, приводил редкие любопытные факты. После наши ребята – 11-й класс – задавали ему вопросы, получилось запоминающее общение!

Чтобы дети не уставали

Поход по «Дороге единства» длится 2,5–3 часа. Легко ли пройти его старшеклассникам, которые отучились шесть уроков, не успели поесть, переодеться и бросить дома тяжелые рюкзаки? Учителя как один уверены: нет, к такой важной и масштабной экскурсии детей нужно готовить!

– Город у нас большой, пока мы с ребятами после всех уроков ехали до пл. Минина с Сортировки, собрали все пробки и очень устали, – рассказывает Максим Марковский, школа № 168. – И информацию им было воспринимать трудно. Совсем по-другому прошла бы эта экскурсия, если бы детей в этот день освободили хотя бы от части уроков.

Кроме того, такие масштабные экскурсии лучше проводить в первой половине дня. Во-первых, вокруг меньше туристов, а во-вторых, вечером у многих старшеклассников кружки, секции, репетиторы. Идеальный вариант, уверены педагоги, снимать в этот день со всех уроков. Дети больше запомнят и меньше устанут.

Обсуждение этого вопроса сейчас идет с руководством городского департамента образования.

А почему только для школьников?!

Информация о «Дороге единства» уже вышла далеко за школьные стены. О желании участвовать в нем уже заявили некоторые нижегородские ссузы.

– Мы услышали о вашем проекте и захотели присоединиться, – рассказал Александр Овчаров, представитель Нижегородского индустриального колледжа. – Хотим, чтобы наши студенты тоже прошли «Дорогой единства».

С этой просьбой колледж обратился в фонд «Земля нижегородская», вопрос решили быстро.

– На следующей неделе у ваших ребят экскурсия, наставник – Владимир Солдатенков (депутат Законодательного собрания Нижегородской области, экс-глава Автозаводского района. – Прим. автора), – дал ответ Александр Сериков.

На годы вперед

После того как класс пройдет экскурсию, его участие в проекте не заканчивается. В течение нескольких дней ребята проходят викторину, отвечая на вопросы, связанные с маршрутом, а потом могут принять участие в конкурсах: написать дневник похода, нарисовать плакат, проявить себя в фотоконкурсе, оставить отзывы в соцсетях.

Многие педагоги, несмотря на то что их школа уже поучаствовала в проекте, готовы проводить экскурсии для других классов – от родителей учеников уже много заявок на участие детей в экскурсии. Так что, как сказал Константин Лашков, это проект на годы вперед.

– У нас многие дети не смогли поучаствовать, в каникулы планируем повторить экскурсию, – рассказал Владимир Росов, школа № 144.

– Пока мы шли по маршруту, у нас возникли идеи для следующих экскурсий: мы с ребятами хотим приехать погулять в Нижегородский кремль, хотим экскурсию на двухэтажном автобусе, – говорит Алена Карнаухова, учитель школы № 24. – Так что самый главный эффект проекта в том, что он мотивирует, пробуждает у детей интерес к изучению родного города и его истории!

Елена Крюкова

Фото Алексея Манянина и из открытых источников

Справка

Маршрут проекта начинается от картины Маковского «Воззвание Минина» в здании НГХМ на Верхневолжской набережной, затем – здание НГХМ на Верхневолжской набережной – памятник В. П. Чкалову. Далее – Чкаловская лестница – мемориал «Частям и соединениям, сформированным в городе Горьком и Горьковской области в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» – мемориал «Горьковчане – фронту» – Михайло-Архангельский собор. Памятник основателям Нижнего Новгорода – обелиск Минину и Пожарскому. Вечный огонь – мемориал «Горьковчане в Великой Отечественной войне» – Ивановская башня кремля. Заканчивается маршрут на площади Народного единства у памятника Минину и Пожарскому.



  • 087 (1945) 27.09.2023

Дата публикации

« Октябрь 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Свежий номер

Свежий номер

089 (2066) 09.10.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru